«Чума», или Третьим будешь?
Источник: http://newsgomel.by | 13 мая 2017 года
Автор: Дмитрий Чернявский

Для тех, кто ещё не осознал для себя всю жуткую сторону человеческих слабостей, эта постановка станет своеобразным чистилищем, способным освободить от проникшей в душу скверны. Прошло 100 лет со времени создании Якубом Коласом пьесы «Антось Лата». Сегодня её герои предстали перед зрителями, чтобы ценой своей загубленной жизни вынести приговор тому, с чем многие живут бок о бок, неся бремя страшного порока. Премьерный спектакль «Чума» по мотивам произведения белорусского классика, способный прооперировать погрязшую в страстях душу, представили в Гомельском облдрамтеатре.

Разудалой пляской встретили зрителей персонажи постановки Рыгор и Габрусь в исполнении молодых актёров Михаила Ручко и Михаила Гришечкина. Их дуэт по законам народного жанра был бы неполным, если бы не искал отклика на избитую фразу: «Третьим будешь?» И таким третьим стал Антось Лата, образ которого со всей откровенной беспощадностью воплотил на сцене Юрий Мартинович. «Весомо, грубо, зримо…», выражаясь словами поэта Владимира Маяковского. Обличительно и жестоко по отношению к персонажу актёр показал, что значит быть во власти порока. Образный ряд его слов давал понять внимательному слушателю, что речь идёт не только о вреде алкоголя, но и в целом от любого вида опьянения. Со сцены не звучало никаких нравоучительных нотаций, только иллюстрация загубленных судеб. И выводы напрашивались сами…

— Сравнение алкогольной зависимости с чумой очень точное, — отмечает юная зрительница Анна Драпеза. — Эту постановку на белорусском языке будет полезно увидеть абсолютно всем, так как она помогает лучше осмыслить своё отношение к пагубным привычкам.

— Нечасто хожу на спектакли, но эта премьера мне понравилась правдивым отображением реальности, — добавляет Виктория Лапицкая. — Меня особенно впечатлило то, как актёрам удалось передать трагическую атмосферу жизни тех, кто злоупотребляет алкоголем.

Как бы там ни было, а некоторые уходили из зала, расчувствовавшись до слёз. Значит, терапия удалась.

— Мне изначально хотелось сделать что-то фантазийно-гротескное, чтобы уйти от обыденности. Иначе действо на сцене рисковало перейти во что-то по-бытовому грязное и страшное, — поясняет задумку режиссёр-постановщик Андрей Шидловский. — У пьесы достаточно простой сюжет: крестьяне выпивают в кабаке, а потом у главного героя Антося перед глазами начинают появляться привидения. Фантазия, к которой мы прибегли, на мой взгляд, помогла обострить проблему негативных человеческих зависимостей. На сцене появляются девушки в образе бутылок. Они закручивают парней в водовороте. И вроде бы наступает полное веселье. Но потом мы видим, к чему это приводит. Думаю, что фантастические образы позволят глубже проникнуть в души и сердца зрителей и заставят их задуматься.

Также Андрей Шидловский рассказал, что первый акт пьесы «Чарка ўсё на свеце робiць» был написан Якубом Коласом в 1916 году, а через год классик белорусской литературы дополнил его второй частью, где ввёл образ главного героя, добавил острую социальную проблематику и для лучшего раскрытия темы выпустил на сцену фантастические образы.

— «Антось Лата» в начале 20-х годов прошлого века ставился не только в Беларуси, но и Польше, но потом почему-то о пьесе стали вспоминать всё реже и реже, — добавляет режиссёр, к которому сборник с произведением Якуба Коласа попал из библиотеки Могилёвского государственного университета имени Кулешова. Последний же раз «Антось Пата» ставили в Мозырском драмтеатре больше десяти лет назад.

— Я не хотел показывать период времени, в котором жил белорусский поэт и писатель. но также не считал нужным акцентировать внимание на современности, — продолжает режиссёр. — Это нужно было для того, чтобы публика думала над проблемой, не отвлекаясь на временные рамки. Хотелось, чтобы зритель увидел, может быть, себя в определённой ситуации, своих знакомых и близких.

Для большей связи с реальностью художница Татьяна Стысина облачила героев постановки в кеды толстовки, зауженные штаны. Вся одежда выполнена изо льна Пространство оформлено стилизованными ящиками из-под бутылок На сцене можно наблюдать элементы мюзикла, когда герои выплясывают под композиции белорусских групп «Стары Ольса» и «Литвин Тролль» Дополняет игру персонажей пьесы видеоряд на большом экране, в котором заняты актеры драмтеатра вместе со своими детьми.

Особенно поражает концовка всего действа, подчеркивающая, что «Чума» — это страшная болезнь, исход которой один — смерть.

— Это та точка, ради которой ставился спектакль, чтобы зритель понял: если вовремя не справиться со своими слабостями. то никакого хеппи-энда не будет. Это драматический спектакль, где каждая мелочь имеет смысл, — подытоживает режиссёр-постановщик Андрей Шидловский

Увидеть премьерный спектакль «Чума» можно будет 4 июня.

А впереди у гомельских зрителей XIII Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи», который пройдёт с 16 по 19 мая. Публику ожидают встречи с театрами из России, Украины, Польши и столицы Беларуси.

1
ПЕРЕЙТИ К ДРУГИМ СТАТЬЯМ

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники