ИСТОРИЯ

ГУ «ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА»

Гомельскому областному драматическому театру 83 года. 83 года напряженной творческой жизни театра, где были и высокие взлеты, и горечь разочарований, и топтание на месте – все это поиски и муки рождения своего творческого «я».

Афиша Гомельского областного драматического театра на протяжении всего своего существования была достойна и разнообразна, сочетала лучшие образцы классической и современной отечественной и мировой драматургии. Так, в разные годы в Гомельском театре поставлены спектакли по произведениям Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, А. Сухово-Кобылина, А. Куприна, В. Вересаева, И. Сургучева, М. Горького, А. Слаповского, В. Ливанова, Ю. Энтина, В. Никифоровой, спектакли по мотивам русских народных сказок.

За годы существования славу театру принесли известные актеры: засл. арт. РСФСР П. Бахтин, нар. арт. СССР Е. Полосин, нар. арт. П. Чернов, засл. деятель культуры БССР С. Остроумов, засл. арт. РСФСР В. Уменушкин, засл. арт. УССР Н. Маруфов, засл. арт. БССР С. Давыдов, засл. арт. БССР В. Славков, засл. арт. БССР Л. Гамулина, засл. арт. БССР П. Филиппов, засл.  арт. БССР Н. Цурбаков, засл. арт. БССР Л. Сторожева, засл. арт. БССР Л. Каменский, засл. арт. БССР Н. Каменская, засл. арт. БССР П. Воробьев, засл. арт. БССР Т. Скаруто, засл. арт. БССР Е. Дашков, засл. арт. БССР Н. Малиновский, засл. арт. БССР Л. Горбунова, нар. арт. БССР Н. Корнеева, нар. арт. БССР Ю. Шефер, засл. арт. БССР Ф. Иванов, засл. арт. БССР Н. Палло, засл. арт. РБ Ю. Фейгин, нар. арт. РБ Л. Корхова, засл. арт. РБ В. Ткаченко, засл. арт. РБ В. Чепелев

В театре работали художники: Е. Есафова, В. Полетика, А. Свищев, М. Гафт, А. Белозеров, А. Кляузер, В. Тихонов, Татьяна Стысина.

На постановки спектаклей приглашались  режиссеры из России, Украины и других городов Беларуси.

Гастрольная афиша театра охватывали многие города бывшего Советского Союза, театр был также на гастролях в Чехословакии, Польше, Каире. И на Гомельской сцене проходили гастроли ведущих театральных коллективов из Беларуси, России, Украины.

Театр участвовал  во многих международных театральных фестивалях, на которых работы  Гомельского театра отмечались дипломами в различных номинациях. На базе театра с 1994 года проводится Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» (белорусский блок), постоянно в этом же фестивале театр участвует в г. Чернигове (блок Украины), г. Брянске (блок России).

Гомельский областной драматический театр известен не только в Беларуси, но и за рубежом. А деятельность театра на многих театральных  фестивалях отмечалась высокими наградами.

С чего же все начиналось?

История театра.

Если мы заглянем в исторические хроники, то увидим, что театральная жизнь в Гомеле кипела еще с первых лет революционного преобразования страны. В 1918 году в Гомеле организовался и плодотворно работал драматический кружок железнодорожников, на базе которого был создан в 1930 году Гомельский театр рабочей молодежи (ТРАМ). С момента создания ТРАМом руководил  Г. Лунц, а с 1932 года театром руководил известный театральный деятель, народный артист БССР Е. Мирович. Были поставлены спектакли: «Ярость»  Е. Яновского, «Диктатура» И. Микитенко, «Вихрь» В. Сташевского, «Мой друг» Н. Погодина.

На рубеже 1931-32-х годов в жизни театра происходит важное событие – решением правительства организуется 3-й Белорусский Государственный театр (3-й БДТ) с базой в городе Гомеле. Директором театра был назначен В.Голубок, художественным руководителем стал актер и режиссер – нар.арт.СССР К.Станников. В репертуаре театра были спектакли: «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Враги» М. Горького, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и другие. В 1937 году БДТ-3 был закрыт, а В. Голубок репрессирован. В 1938 году в Гомеле началась деятельность Государственного театра кукол.

И наконец, в 1939 году в Гомеле создается областной русский драматический театр на базе выпускного курса Государственного института театрального искусства им. А. Луначарского, возглавляемого Л. Леонидовым.

Леонид Миронович Леонидов — один из великих и самобытных актеров русской сцены. Народный артист СССР, профессор, академик, талантливый педагог ГИТИ, с 1925 – декан актерского факультета, в 1939 – художественный руководитель института. В середине 30-х годов Л.М.Леонидов почти оставляет сцену – играет редко и погружается в педагогическую работу. Летом 1935 года на вступительных экзаменах в институте с огромного потока желающих он набрал себе учеников: Константин Маслов, Владимир Соколов, Родион Ащепков, Владимир Глазунов, Павел Голышев, Игорь Руковицин, Петр Чернов, Нина Романова, Наталья Панова, Вера Илесова, Анастасия Смирнова, Иван Киреев, Борис Кукес, Ляля Сахарова, Михаил Перстин, Алексей Маляровский, Нина Куделина, Евгений Полосин, Зоя Овчарова, Павел Бахтин, Любовь Свешникова, Асафьев (впоследствии актеры Гомельского театра).

Набранный курс по сегодняшним меркам имел пролетарское происхождение, представителей элитных столичных династий в нем не было. И по географии, которую представляли студийцы, — народ разномастный, со всех краев страны. Эти молодые люди шли в искусство в прямом смысле от станка. Кузнецом на заводе «Сибирской пятилетки» работал Р. Ащепков, мастером цеха Донбасского металлургического завода – И. Киреев, пастухом – П. Бахтин, колхозницей – В. Илясова, работником Тульского оружейного завода – Е. Полосин.

Только этой группе  студентов было суждено стать единственным выпуском, который Леонид Миронович Леонидов полностью – от начала до конца – вырастил и воспитал за всю жизнь. В институте курс так и назвали – «студия Леонидова».

Своих актеров Леонид Миронович воспитывал без скидки на возраст и опыт, он требовал от них столько же, сколько требовал бы, работая с ведущими мастерами МХАТа. А высокие критерии оценки не давали студентам останавливаться на достигнутом, вольно принуждая совершенствоваться.

К третьему году обучения возникла идея создания из класса Леонидова самостоятельного театра. Решено было немного изменить учебный план по актерскому мастерству и уже в стенах института подготовить репертуар для будущего театра. Под руководством Леонидова ставятся «Чайка» А. Чехова, «Ревизор» М. Гоголя, «Васа Железнова» М. Горького. До весны 1939 года все три спектакля были с большим успехом показаны театральной общественности Москвы. Появилась и первая рецензия: «Говорят, за этот коллектив борются вместе три города, — писал на страницах журнала «Театр» критик Г. Литиский. – Что же, стоит позавидовать тому, кто победит». И победил Гомель.

Четырехлетний курс заканчивало 23 человека. А в будущий театр, ядро которого они составляли, недоставало еще 17 человек. И ученики Леонидова начинают ходить по театрам, студиям и искать «недостающих» актеров для будущего театра. В это время «леонидовцы» познакомились с Сергеем Павловичем Остроумовым, выпускником училища Камерного театра.

До сентября 1939 года творческий состав театра Леонидова, как его тогда называли, был полностью укомплектован. На равных условиях с учениками Леонидова пополнили ученики народного артиста СССР М. Астангова Вера Казакова и Алексей Илюшин, а так же Зинаида Дершель из Ленинграда. Во вспомогательный состав театра зачислили трое наиболее способных участников драматического коллектива художественной самодеятельности завода «Шарикоподшипник», которым руководил в те далекие времена народный артист СССР Борис Добронравов: Татьяна Демидова, Виктор Терентьев, Александр Титов, а также (позднее) Максим Макушников. Художественным руководителем театра был назначен Евгений Александрович Соколов, очередными режиссерами Марьяна Евстигнеевна Гер и Марк Львович Рехельс, все они окончили режиссерский факультет Института театрального искусства. В подготовительный период, перед отъездом в Гомель, молодые актеры много занимались и репетировали, занятия с ними проводили ассистенты Л.Леонидова – Иосиф Моисеевич Раевский и Александр Михайлович Карев.

После отъезда молодых артистов в Гомель в октябре 1939 года педагогам Института театрального искусства Л.М.Леонидову, И.М.Раевскому, А.М.Кареву СНК СССР вынес официальную благодарность за высокую профессиональную подготовку выпускного курса.

Так, зародилась первая профессиональная труппа Гомельского театра. Сложенный молодой коллектив получил имя «леонидовцы» и  подавал большие надежды.

Открытие Гомельского театра состоялось 20 декабря 1939 года в здании деревянного цирка, который находился на улице Комсомольской. Гомельчане увидели спектакль «Ревизор» по пьесе Н.Гоголя, который был встречен с восторгом. Театр смело заявил о себе, несмотря на то, что самому старшему в труппе едва исполнилось 30 лет.

Репертуар театра включал русскую классику и пьесы молодых советских драматургов. К спектаклям «Ревизор» Н. Гоголя, «Чайка» А. Чехова, «Васса Железнова» М. Горького, подготовленным еще в стенах института под руководством Л. Леонидова, прибавились: «Падь серебряная» Н. Погодина, «Машенька» А. Афиногенова, «Бесприданница» А. Островского, «Кто смеется последним» К. Крапивы.

На свои первые гастроли летом 1940 года театр выехал в Западную Белоруссию. В это время правительство Республики приняло решение о строительстве в Гомеле нового театрального здания, которое должно было принять первых зрителей в 1943 году. Архитектурный проект разрабатывал академик И. Жолтковский. Но осуществиться планам помешала война …

Известие о начале войны застало театр на гастролях в Бобруйске. Труппа вернулась в Гомель, некоторые актеры сразу же ушли на фронт, а директор театра С. Щуцкий стал комиссаром Гомельского полка народного ополчения.

В Гомеле была создана эстрадно-театральная бригада для художественного обслуживания частей действующей Красной Армии. Из актеров Гомельского театра в Первую фронтовую бригаду были зачислены: И. Киреев, П. Голышев, 3. Овчарова, С. Остроумов, Е. Полосин, М. Перстин, П. Чернов.

В августе 1941 года фронтовой бригаде было приказано эвакуироваться в город Тамбов и находиться там до особого распоряжения. В сентябре ее направили в Дом Красной Армии Западного фронта под Можайском. А в октябре бригада выехала в длительный рейс по воинским частям в район Подольска.

В июне 1942 года бригада осуществила постановку пьесы К. Симонова «Русские люди»; опубликованную в центральных газетах. За время войны бригада дала более двух с половиной тысяч концертов. Об этой прославленной бригаде Сергей Остроумов написал книгу «Особое подразделение».

В Гомельском партизанском соединении разностороннюю деятельность вели также участники самодеятельных коллективов, которыми руководил артист Гомельского театра А. Титов. Он возглавлял в партизанском соединении группу подрывников, самодеятельности отдавал часы отдыха.

За свободу и независимость своей родины отдали жизнь актеры Гомельского театра: Борис Кукес, Алексей Маляровский, Родион Ощепков.

Возрождали послевоенный театр Евгений Полосин и Сергей Остроумов. В феврале 1945 года они были отозваны из фронтовой бригады для восстановления работы Гомельского театра. Из довоенного творческого состава им удалось собрать 14 человек. Репетировать начали в единственно уцелевшем в городе здании со сценой — клубе спичечной фабрики «Везувий», что в Новобелице. Первый послевоенный спектакль гомельский зритель увидел 30 июля 1945 года – «Лгунья» в постановке Сергея Остроумова. Художественное руководство труппы осуществлял М. Никитин. Но вскоре, в 1946 году,  из-за отсутствия в Гомеле театрального помещения театр был переведен в Могилев. Он так и назывался – Гомельский областной драматический театр в Могилеве. Продолжал возглавлять театр М. Никитин, а в 1947 году на должность художественного руководителя был приглашен бывший режиссер Театра имени Ленсовета А. Донатти, а М.Никитин стал главным режиссером театра. Пополнился и актерский состав труппы, репертуар был очень разноплановый в жанровом отношении и соответствовал тогдашнему времени.

За это время были поставлены спектакли: «Так и будет», «Русский вопрос» К. Симонова, «Последние» М. Горького, «Поздняя любовь» А. Островского», «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Константин Заслонов» А. Мовзона. Эти постановки осуществляли режиссеры И. Никитин, А. Донатти, С. Остроумов. И вплоть до 1949 года коллектив в свой родной город приезжал только на гастроли.

А в марте 1949 году из-за трудностей восстановительного периода театру вновь пришлось свернуть свою работу, и многие творческие работники театра  перешли в Брестский областной драматический театр имени Ленинского комсомола Белоруссии. Но в этом же году было решено возобновить в Гомеле строительство театрального здания.

В 1954 году в самом сердце Гомеля, на главной площади, выросло новое здание театра, созданное по проекту ученика И. Жолтковского – архитектора А. Тарасенко. Классический фасад с высокими колоннами сразу вписался в городской пейзаж. Здание Гомельского драматического театра является памятником архитектуры и охраняется законом и государством.

В сентябре 1954 года впервые поднялся занавес на сцене нынешнего театра. Новая труппа под руководством главного режиссера Г.Н. Кацмана и директора Г.Е. Бородина заявила о себе спектаклем «Годы странствий» по пьесе А. Арбузова. Название спектакля воспринималось зрителями символически, действительно, после многих лет странствий театр вернулся в родной город над Сожем. Также, в те годы на гомельской сцене были поставлены спектакли: «Бесприданница» А. Островского, «Хрустальный ключ» Ю.Бондарева и другие. Из этой труппы вышли: народный артист СССР Е. Полосин, народный артист РСФСР П. Чернов, заслуженные артисты РСФСР Т. Демидова и П. Бахтин, заслуженный деятель культуры БССР С. Остроумов.

 В 1955 году роль Ивана Рыбакова в одноименной пьесе В. Гусева в театре играл народный артист СССР Борис Бабочкин, а в роли Ларисы в спектакле «Бесприданница» А. Островского на Гомельской сцене блистала заслуженная артистка РСФСР, лауреат государственной премии Нина Алисова.

Основу репертуара Гомельского театра в 50-е — 60-е годы составляли лучшие произведения мировой классики, русской и белорусской драматургии. Много известных режиссеров работало на Гомельской сцене в это время: Н. Ульянов, Л. Эльстон, Ю. Орынянский, И. Попов. Каждый из этих режиссеров оставил свой творческий след в театре, выраженный в спектаклях. Так, в 1956 году главным режиссером Гомельского театра был Николай Ульянов. Им были поставлены спектакли: «Доктор философии» Б. Нушича, «В поисках радости» В. Розова, «Испанцы» М. Лермонтова, «В битве великой» А. Мовзона, «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В этом спектакле, впервые на гомельской сцене артистом Николаем Цурбаковым был создан образ Ленина.

Заслуженный деятель искусств КАССР Лев Эльстон, под руководством которого Гомельский театр работал в театральном сезоне 1958-1959 годов , обратился к Шекспиру –  «Зимняя сказка», «Ромео и Джульетта», по инсценировке романа В. Шишкова «Угрюм-река», «Интервенция» Л. Славина, «Лявониха на орбите» А. Макаенка, «Именем революции», где вновь Н. Цурбаков играет роль Ленина. В театре в это время шла еще одна пьеса Н. Погодина с образом Ленина «Цветы живые» в постановке Евгения Батурина.

Юрий Орынянский, заслуженный деятель искусств БССР, возглавлявший театр с 1962  по 1966 года, особое внимание  уделял современной советской драматургии: «Перед ужином» В. Розова, «Аргонавты» Ю. Эдлиса, «Сто четыре страницы про любовь» Э. Радзинского, «Сердце на ладони» по И. Шамякину и другие. Евгений Батурин в это время поставил «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Жодле, или Хозяин-слуга» П. Саррона.

В 1966 году художественное руководство театром принял народный артист БССР Иосиф Попов. Он ориентировал театр на постановки пьес с острыми социальными конфликтами: «Любовь Яровая» К. Тренева, «Рудобельская республика» С. Граховского, «Легенда о песне неспетой», которую написали актер театра Николай Палло и сам режиссер, «После казни прошу» В. Долгого,  «Разлом» Б. Лавренева, «Золотая карета» Л. Леонова и другие.

Незабываемые образы в спектаклях этих годов создавали Николай Цурбаков, Александр Каменский, Татьяна Скарута. Из этой плеяды актеров вышли народные артисты  Республики Беларусь Нина Корнеева, Юрий Шефер, заслуженные артисты БССР Федор Иванов и Николай Палло.

Основное место в репертуаре театра первой половины 70-х годов занимали произведения на современную тематику: «Не беспокойся, мама» Н. Думбадзе, «Сослуживцы» Э. Брагинского, Э. Рязанова, «Как ты живешь, Зося?» И. Ирошниковой, «Ситуация» В. Розова. Активно ставится классика: «Три сестры»  А. Чехова,  «Отелло» В, Шекспира,  «Ночь ошибок» О. Гольдсмита,  «Доходное место» А. Островского, «Мнимый больной» Мольера. Часто появляются в репертуарной афише пьесы белорусских авторов: «Ночное дежурство», «Амазонки» А. Делендика, «Последняя инстанция» Н. Матуковского, «Украли кодекс» А. Петрашкевича, «Дальше тишина» В. Дельмара.

В это время в театре работают режиссеры Г. Вогау, Л. Монакова, Ю. Книжников.

В 1974 году главным режиссером театра стал К. Петров, который руководил труппой на протяжении двух театральных сезонов. Наиболее заметной его постановкой стал спектакль «Виндзорские проказницы» В. Шекспира.

Во второй половине 70-х годов в театре интересно и результативно работал режиссерский тандем – Вячеслав Крючков (главный режиссер) и Валерий Бартосик (штатный).

В 1977 году Вячеслав Крючков назначен главным режиссером. Особенностью его режиссерского почерка была склонность к яркой театральности и зрелищности: «Забыть Герострата» Г. Горина, «Живой портрет» А. Морето, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Горе и слава» А. Петрашкевича, «Как вернуть мужа?» М. Мейо, М. Эннекен.

Режиссер Валерий Бартосик тяготел в своих постановках к жесткому сценическому рисунку, острой современной проблематике: «Жестокие игры» А. Арбузова, «Дамоклов меч» Н. Хикмета, «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «Не был, не состоял, не участвовал…» Ю. Макарова.

К белорусской драматургии постоянно обращался режиссер Николай Трухан: «Примаки» Я. Купалы, «Ладья отчаяния» по В. Короткевичу, «Взлет» А. Дударева.

Высоким мастерством радовали зрителя и мастера гомельской сцены Н. Корнеева, Н. Палло, Ю. Шефер, Ф. Иванов и актеры среднего и младшего на то время поколений Е. Дашков, Л. Горбунова, В. Ткаченко, Л. Корхова, Н. Беляева, Г. Вевер, В. Короткевич, В. Бедношея и другие.

80-е годы стали сложным временем для нашего театра. 5 лет шла реконструкция театра, которая закончилась в 1982 году. Работали в помещениях и на сцене Дворца культуры строителей. Из-за отсутствия помещения, театр много гастролировал: Украина, Россия, областные и районные центры Беларуси.  В эти годы (1969 – 1984) директором театра была Татьяна Тихоновна Карпова.

В 1984 году директором стал Александр Григорьевич Артемов. Начался отток актеров из театра, уехал домой в Москву главный режиссер Вячеслав Крючков, ушел Валерий Бартосик. Началась частая смена главных режиссеров: Г. Пименов, Г. Примак, Б. Носовский, А. Смеляков. Г. Пименов поставил спектакль «Зыковы» М.Горького,  Г.Примак отдавал предпочтение публицистическому направлению в репертуаре: «Последний посетитель» В. Дозорцева, «Вечер» А. Дударева, «Диктатура совести» М. Шатрова и другие.

И лишь в  конце 80-х – в 90-е годы Гомельский облдрамтеатр восстановил стабильность. В ноябре 1987 года директором Гомельского драматического театра была назначена Валентина Георгиевна Роговская. Она вернула в труппу актеров, которые не согласились с методами работы прежней администрации. На должность главного режиссера В. Г. Роговская пригласила из Минска молодого педагога Белорусского театрально-художественного института, ныне — заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, профессора Белорусской академии искусств Лидию Алексеевну Монакову, которая поставила немало талантливых спектаклей: «Мнимый больной», «Ревизор» и другие.

В 1989 году по инициативе Владимира Короткевича, Лидии Монаковой и Валентины Роговской  впервые в республики на базе театра создается очно-заочный актерский курс театрально-художественного института: отбор и первоначальное обучение способной молодежи в студии при театре с последующим поступлением одаренных учеников в Белорусскую государственную академию искусств на заочную форму обучения. Учителями для театральной молодежи стали актеры театра: Г. Широкшина, Г. Вевер, Л. Алещенко, С. Гаркуша, Е. Конькова, С. Поздняк, А. Рубцов, Н. Задорина.

 Труппа помолодела. Постепенно кардинально обновилась репертуарная афиша театра. У коллектива появились новые планы, творческие амбиции. Все постепенно налаживалось. Театр стал участником престижных международных фестивалей. Стал учредителем и постоянным участником Международного фестиваля театрального искусства «Славянские театральные встречи». О театре начали говорить не только в Беларуси, но и за ее пределами.

С 1993 года художественным руководителем Гомельского театра стал известный режиссер в Беларуси Владимир Короткевич. Магистральной темой в театре стала тема любви. В это время Владимир Короткевич выпускает два спектакля, которые удивили и поразили своей особой интонацией: «Леди Гамильтон» Реттигана и «Сцены из семейной жизни» И.Бергмана. Владимира Короткевича, как режиссера, всегда определяли 2 черты – заинтересованность в национальной драматургии и социально-обостренное восприятие современности. В Гомельском драмтеатре Владимир Короткевич проработал до 1999 года. На этот период им было поставлено более 20 спектаклей: «Неожиданный друг» А. Кристи, «Мой муж гиппопотам» Л. Андреева, «Миллионерша» Б. Шоу, «Дикая охота короля Стаха» В. Короткевича и многие другие. Все его работы стали настоящими творческими открытиями. После трагической смерти В. Короткевича, художественное руководство в театре возглавила Валентина Георгиевна Роговская.

Это десятилетие было  очень плодотворным: пять актеров получило звание (три заслуженных и два народных). А коллектив театра в 1999 году получил звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».

Следующие года, вплоть до 2007 года,  Гомельский областной драматический театр продолжает стабильно и плодотворно работать под руководством Валентины Георгиевны Роговской. На Гомельской сцене работали такие приглашенные режиссеры, как Л. Монакова, С. Ковальчик, В. Раевский, Р. Талипов, В. Барковский, Г. Боровик, Г. Круг (Санкт-Петербург) и другие. В театре служили два штатных режиссера: Я. Натапов и Б. Орловский, которые в основном ставили современные пьесы. Пробовали в это время свои силы в качестве режиссеров и сценаристов артисты театра: В. Чепелев, поставивший 2 спектакля; А. Бычков, сделавший вместе с молодежью театра музыкально-поэтическую композицию, посвященную 60-летию Победы; 85-летняя народная артистка Н.А. Корнеева самостоятельно подготовила моноспектакль по переписке А.П. Чехова.

Репертуар театра был адресован самому широкому кругу зрителей: «Неманская пастораль» Э. Ожешко, «Рядовые» А. Дударева, «Без вины виноватые» А. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова, «Пять вечеров» А. Володина, «Цилиндр» Э.де Филиппо, «Ханума» Г. Канчели и многие другие – от утонченной классики до современной драматургии.

  Костяк труппы этих годов состоит из преданных театру актеров: народной артистки РБ Л.Корховой, заслуженных артистов В. Чепелева, Ю. Фейгина, Ф. Иванова, мастеров сцены: А. Бычкова, В. Бедношея, О. Короткевича, А. Лавриновича, С. Лагутенко, Ю. Мартиновича, Г. Широкшиной, Г. Вевер, Л. Алещенко, С. Гаркуши, Т. Змитюро, Е. Коньковой, С. Поздняка, Т. Гончаровой, Н. Задориной, А. Рубцова, С. Сарженко. Успешно перенимала опыт у мастеров, ярко заявляя о себе творческая молодежь: В. Сарвирова, С. Ефимова, А. Булавко, А. Карако, Т. Аксенкина, К. Шулипов, А. Задорина, И. Ломанович, П. Кордик и другие.

Последующие года Гомельский театр работал под руководством директора Валентины Петровны Моисеенко, а с 2010 по 2013гг — под руководством директора и художественного руководителя театра Виктора Чепелева.

Афиша театра этих годов весьма разнообразна: «Не покидай меня» А.Дударева, «Барышня-гусар» А. Гладкова,  «Волки и овцы» А.Островского, «Крестная мать» М.Горького, «Слишком женатый таксист» Р.Куни и другие спектакли.

В театре ставилит спектакли очередные режиссеры Яков Натапов и Богдан Орловский, Сергей Яскевич, приезжали приглашенные режиссеры из других стран.

Театр много гастролировал: Брянск, Орел, Курск, Рязань, Смоленск, Гродно, Витебск, Могилев, Брест, Минск, Москва, Смоленск, Чернигов, принимал участие в международных фестивалях и получал достойные оценки своих постановок от критиков и зрителей.

Сезон 2013 – 2014 гг. для Гомельского театра был очень насыщенным и плодотворным. Произошла смена руководства театра: директором театра стала Ирина Пыркова, а художественным руководителем – Гомельского областного драмтеатра Сергей Лагутенко. В 2014 г. к празднованию 75-летнего юбилея был приурочен ХII Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи», финалом которого стал большой юбилейный вечер.

В 2014 г. к празднованию 75-летнего юбилея был приурочен ХII Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи», финалом которого стал большой юбилейный вечер.

В январе 2017 года директором театра стала Ольга Максименко. А в марте этого же года Гомельский облдрамтеатр возглавила Оксана Руденок. С декабря 2020 года театр возглавляет Сергей Гульчин.

Сегодняшняя труппа театра — удачный сплав опыта и молодости. На гомельскую сцену выходят народная артистка Беларуси Людмила Корхова и заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Фейгин. В то же время, более половины труппы составляет молодежь. В театре часто работают приглашенные режиссеры. Современная афиша театра сочетает лучшие образцы классической и современной отечественной и мировой драматургии.

В театре часто работают приглашенные режиссеры, причем каждый из них — в своем неповторимом ключе. Зрителям давно полюбились спектакли в постановке засл. арт. РФ В. Варецкого, засл. арт. Украины А. Бакирова, засл. деят. иск. РФ М. Мамедова, засл. деят. иск. РБ Сергея Ковальчика, засл. арт. РФ Ники Козоровицкой, Якова Натапова, санкт-петербуржского режиссера Олега Молитвина и других. Появилось и молодое поколение режиссеров, работающих в Гомеле – Андрей Шидловский, Ирина Кублицкая.

В 2024 году театру исполняется 85 лет. Это годы напряженной творческой жизни театра, где были взлеты и разочарования, поиски и муки рождения своего творческого «я». Гомельчане — требовательные зрители, которые любят и ценят свой театр. Современная афиша театра разнообразна и удовлетворит даже самый взыскательный вкус, что говорит о большом творческом потенциале и высоком профессионализме труппы Гомельского областного драматического театра, о его способности всесторонне раскрыть творческое лицо этого замечательного коллектива.