«Женское счастье» на сцене Гомельского облдрамтеатра 

Источник: rynak.by | 1 мая 2019 года

Три часа непрерывного «Женского счастья» (правда, с антрактом).
Для меня – экскурс в недавнее прошлое (у меня есть, в частности, эссе «Моё еврейское братство», и мне хорошо знакомо то, о чём спектакль).
Не учла, что еврейское – оно хоть и счастье, – но непростое: с примесью печали, а местами – драма, которую надо пережить!(Поэт и гениальный тренер по шахматам Геннадий Симкни любил, когда я употребляла слово «местами»: ему казалось, что я перехожу на идиш: «миштами».)

Еврейская мама, отказавшаяся от всех соблазнов в жизни, видящая своё назначение в любви к ближнему, вырастившая самого лучшего в мире мальчика, охотно берёт под крыло и целенаправленно ведёт к алтарю «приёмное» чадо, играючи завоёвывая симпатию и признание даже потенциального недруга, а в финале в некоторой степени признающая свои некоторые ошибки.

Язык у автора пьесы, разумеется, аутентичный.
Из всех актёров, на мой взгляд, Лёвочка – самый что ни на есть еврей, настолько вжившийся в образ, что если бы не видела Михаила Гришечкина в других ролях, решила бы, что он играет самого себя.
Фира (актриса Татьяна Гончарова) и Елизавета (актриса Татьяна Змитюро) органично дополняют и бесконечно ценят друг друга, и лишь в финале Лиза позволяет себе тонкий намёк на толстые обстоятельства: она тоже еврейка и тоже умная!

На фоне беспокойного еврейского счастья, – казалось бы, бесбашенный настойчивый пролетарий Витёк (актёр Дмитрий Байков): контрастный, будто душ Шарко; неизбежный, как водопад, водоворот, стремнина – кардинально меняющий ситуацию, вовлекая героиню в действие, которое даже интригой не назовёшь – настолько оно искренно, непосредственно и всем во спасение.
Своим приходом Витёк напомнил мне яркий долгожданный выход героя актёра Юрия Мартиновича лишь в начале второго действия в спектакле «Три супруги-совершенства» под зажигательный ритм “Viva la vida loca!”.

В остальном Витёк, разумеется, – совсем другая песня. Он – приток новой крови. Упрямой, мятежной, жёсткой, но готовой к компромиссу.
Воспитанный мальчик Лёвочка откалывает те ещё номера, но, в отличие от Витька, методичен.

Хороша во всех ипостасях актриса
Александра Бычкова: не перестаёшь удивляться, сколько оттенков сильнейших чувств способна выразить эта хрупкая на вид, но сильная духом девушка: от застенчивого неоперившегося птенца и невесты, убитой горем наповал, до послушной невестки, от случайно «нашкодившего» котёнка и счастливой будущей жены бравого «бобруйчанина»-белоруса, бесстрашно идущего навстречу неминуемому счастью.

Новоиспечённая свекровь Сонечки, слава Богу, не грозная Кабаниха, хотя на сцене время от времени льёт дождь как из ведра и пару раз громыхает гроза.
(И чего всполошилась Есфирь Львовна? В славянской традиции дождь в день свадьбы – добрая примета!)

Хочется отметить сценографию и костюмы (художник Татьяна Стысина). Декорации не меняются, зато детали то и дело выстреливают. В ход идут столы, стулья, этажерка, а красивых женских платьев-костюмов в спектакле великое множество: у Лизы и Фиры они – практически на каждый выход; прогрессируют и Сонечкины наряды.
Спектакль пронизан безграничным оптимизмом. Герои с неизменным чувством юмора выпутываются из непростых житейских ситуаций и практически сходу находят оригинальный способ решения задачек повышенной трудности.

Литература и жизнь знают много неожиданных поворотов решения «еврейского вопроса». Людмила Улицкая, написавшая пьесу «Мой внук Вениамин» в конце восьмидесятых (в связи с чем, вероятно, упоминается война в Афганистане и фигурирует караоке как одна из форм ухода от депрессии), в тандеме с режиссёром и художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Михаилом Мамедовым предлагает свой оригинальный ход событий.
Премьера спектакля состоялась 29 июля 2017 года, но в зале неизменно аншлаг, а зритель живо реагирует на всё, что происходит на сцене, поощряя актёров аплодисментами и дружным смехом.
IMG_1130_1.jpg

Если вы не смотрели спектакль «Женское счастье», спешите насладиться мудростью и позитивными человеческими отношениями, неизменный спутник которых – тонкий юмор.

1
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ

1

ПЕРЕЙТИ К ДРУГИМ СТАТЬЯМ