Отелло душит Дездемону? Отзыв на спектакль брянского театра гомельского литератора Ольги Равченко

Не все зрители поняли «Бесконечный блюз» Брянского театра драмы. Конкурсная работа была представлена в Гомеле на международном фестивале «Славянские театральные встречи».

В принципе, ответы на все вопросы к Теннеси Уильямсу можно найти в его биографии, следовательно, оправдываться тем, что у зрителя должен быть ген, позволяющий воспринимать его творчество, пожалуй, не стоит. Даже актёрам брянского театра, которые привезли на фестиваль в Гомель спектакль «Бесконечный блюз, или Говори со мной словно дождь». Ведь восприняла же в массе своей гомельская публика спектакль «Трамвай «Желание»». Значит, не в буквах дело, хоть и в их количестве, ибо то, что явил нам театр, можно без ущерба для зрителя сократить вдвое.

Нет ни времени, ни желания глубоко погружаться в творчество лауреата Пулитцеровской премии. Ограничусь исключительно своими впечатлениями от увиденного спектакля. Итак, действие разворачивается в баре вдоль железной дороги. Герои, за исключением тапёра, работают парами.

Связь 1

Одержимая хорошей поэзией юная особа и забытый при жизни немолодой тонкий поэт. Героиня умна, талантлива, обеспечена, обладает связями в литературных и не только кругах, хорошим вкусом, а главное – альтруистка: она хочет, чтобы поэту непременно воздали должное ещё при его жизни.

Поэт не просто упирается, он достаточно груб по отношению к своей потенциальной благодетельнице и реальной почитательнице. Корни его грубости, скорее, в собственной неуверенности и безнадёжности предприятия, чем в провинциальности. Похоже, в жизни он одинок, а его единственный сын – горький пропойца. Судьба отомстила отцу за то, что всю жизнь он занимался отнюдь не благородным делом – держал бар, то есть предпочёл закопать свой бесспорный талант, за что поплатился ещё и судьбой собственного сына.

Сын упорно мычит, и удивительно, что в конце спектакля он вполне внятно заговорил. От меня, сидящего в последнем ряду зрителя, не ускользнул жест любящего отца – гладящего по голове, как ребёнка, взрослого сына. Похоже, он не осуждает парня. Он, скорее, склонен винить во всём войну, не коснувшуюся зрителя.

Связь 2

Школьник-прогульщик пришёл к железнодорожным путям якобы запустить в небо змея. На самом же деле им движет интерес к юной особе, со слов его приятеля, готовой задаром выступить в роли змея-искусителя.

С виду она слегка пришибленная, что нормально для ребёнка, прошедшего не только сквозь горнило войны, но и пережившего личную драму: бегство из семьи мамаши с любовником-постояльцем, смерть отца и старшей сестры, от которой ей достались не только не по росту и возрасту платья, но и поклонники. На мой взгляд, эти двое нашли своё счастье, судя по фразе молодой певицы-поэтессы: «Что же ты стоишь? Беги, догоняй её!» Хочется верить, что на этом прекратится падение героини не только с дрезины.

Органичный дуэт – как герои, так и актёры.

СВЯЗЬ 3

Следующая связка – непутёвый пьяница-гуляка муж, которого всё ещё нежно любит жена – тонкая поэтическая натура, но уже созревшая для побега (нет, не с любовником, а с одиночеством!). Неясно одно: на что она собирается жить в маленьком отеле, ничего не делая все эти годы. И до конца непонятно, сколько все-таки времени муж гуляет? Упрёк «У меня во рту, кроме воды, ничего не было с тех пор, как ты ушёл. Ничего, кроме растворимого кофе, пока и он не кончился», – ответа явно не даёт.

Не уверена, что её решение вызвано исключительно страданиями духовного плана. Подход явно неконструктивный. Монологи героини затянуты. Хватило бы двух-трёх штрихов – как выпитых в тоске по мужу нескольких глотков воды. К слову, поэтичности, а тем более блюзовости спектаклю не добавляет даже «натуральный» дождь.

СВЯЗЬ 4

Мать-деспот и её талантливая дочь-курильщица. В современных семьях такое нередко, когда мать лучше своей взрослой дочери знает, что ей нужно в этой жизни, а потому стремится подавить её волю. Очевидно, зритель на стороне дочери, а объяснение её поведению, опять-таки, следует искать в биографии Теннеси Уильямса, живописавшего правду.

В какой-то момент мне показалось, что рядом со мной стонет женщина. Источник оказался на авансцене, где блистательно исполняла свою роль дочь-жертва. Стон был настолько выразительный, что невыразимая словами боль достигла последнего ряда! Преклоняю колени!

ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Мнения гомельской публики на счёт спектакля оказались крайне противоположны. Были определённо восторженные, хотя кто-то покинул зал до окончания спектакля.

Лично меня спектакль определённо напряг. Не устроили, прежде всего, длинноты и пустоты, равно как и отсутствие лёгкости, которую режиссёр Михаил Мамедов выразил примерно так: «На сцене Отелло душит Дездемону, а зрителю хорошо!».

Главной героиней была заявлена Высокая Поэзия, которой я, простите, по простоте душевной не ощутила. Представлять её в спектакле мог, к примеру, отец – до женитьбы талантливый автор, окончательно потерявший себя и раздавленный после того, как супруга сожгла его опусы.

Обсуждение спектакля критиками непосредственно после просмотра в присутствии исполнителей оставило самое хорошее впечатление. Варшавский критик Андрей Москвин спросил, насколько близко городу Брянску то, что видит зритель на сцене. Ответ был следующим: «Спектакль особенно хорошо принимает молодёжь, актёры любят его и чувствуют себя комфортно в его пространстве».

Гомельскому зрителю остаётся ждать очередных гастролей давно полюбившегося нам Брянского театра драмы либо в ближайшее время самому нанести визит соседям.

Белка

05.12.2019