XIV Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи» удивил стилистической палитрой

Бесконечный блюз

Недавно в городе на Соже завершился XIV Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи». Свою историю форум ведет с 1989 года — он родился по инициати­ве руководителей региональных те­атров Беларуси, России и Украины. В данном случае одеяло, вернее занавес, перетягивать на себя никто не стал — с разной периодичностью фестиваль проводится в Гомеле, Брянске и Чернигове.

Этих встреч всегда ждут, к ним готовятся, о чем свидетельствует и особая атмосфера форума. Видели бы вы, как тепло встречал гомельский зритель известного украинского режиссера Андрея Бакирова! А сколько раз сфотографировался со счастливыми поклонниками член жюри конкурса, известный белорусский и уже российский актер, звезда театра Армена Джигарханяна Анатолий Кот!..

Председатель жюри конкурса этого года, известный критик, редактор отдела театра журнала «Мастацтва» Жанна Лашкевич, считает, что у этого форума есть свое место на постсоветской театральной карте:

— Пожалуй, подобных примеров, чтобы фестиваль существовал в таком формате и проходил в разных странах, я не припомню. На мой взгляд, его идею и потенциал надо развивать и поддерживать. Хочется, чтобы он расширялся, чтобы восстановили экспериментальную и детскую программы, чтобы добавили кукольные спектакли. У форума очень хороший потенциал — посмотрите, сколько талантливых режиссерских имен притягивает Гомель в последнее время! Один только Гомельский городской молодежный театр может предложить очень разно­образную театральную палитру.

Нынешний фестиваль проходил под девизом «Театр как праздник». Зрители увидели спектакли из Беларуси, России, Украины и Грузии. Причем грузинский коллектив впервые принимал участие в гомельском форуме. А в один из фестивальных вечеров Гомельский областной драматический театр отпраздновал и свое 80-летие. Директор театра Оксана Руденок и ее коллеги создали уютную и благожелательную атмосферу. В ответ они выслушали немало теплых слов и пожеланий от коллег. Художественный руководитель театра Сергей Лагутенко не скрывал тревог и волнений:

— Любой театр сегодня работает в непростых условиях, он должен зарабатывать деньги. Поэтому на современной сцене мы видим много комедий. Но мне бы хотелось, чтобы мы не забывали о классике. Я как художественный руководитель мечтаю, чтобы наш репертуар пополнился произведениями Булгакова, Ибсена, Чехова…

Гость праздника, художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького, режиссер Сергей Ковальчик, признался, что с интересом следит за развитием гомельского театра:

— Мое сотрудничество с этим коллективом началось еще в 1996 году. Я поставил здесь более 10 спектаклей. Хорошо знаю гомельскую труппу, она одна из сильнейших в стране. Мне кажется, сейчас у коллектива переходный период — он находится в поиске новых имен и нового театрального языка.

В  этом году традиция и эксперимент органично соседствовали в конкурсных спектаклях форума. В отдельных случаях был представлен неспешный театр, основанный на хорошей литературе. Теннеси Уильямс, Карел Чапек, Ян Барщевский, Николай Гоголь, Мартин Макдонах, Марк Камолетти и другие авторы — на фестивале нашлось место самым разным произведениям и режиссерским стилистикам. Вдумчивый разговор о человеке и его внутреннем мире — так можно сформулировать идею большинства спектаклей.

Где-то, как в постановке «Увидеть розового слона», публично препарируется неприкрытый духовный кризис нашего современника, запутавшегося в себе. Его подробно и неистово играет талантливый актер Купаловского театра Иван Трус. Кризис его героя усугублен алкоголем, который будоражит нервные поиски собственного «я» и общего языка со своей второй половиной. Эксцентричный и насыщенный дуэт Ивана Труса с актрисой Анастасией Бобровой дарит зрителям несколько потрясающих минут актерского вдохновения. И скоро уже перестаешь различать, где реальность, а где вымысел. Мир внутренних иллюзий таит немало опасностей, но развязка у этой истории драматичная…

Надо отметить, что «Увидеть розового слона» проекта HomoCosmos — пример удачного международного сотрудничества: в постановке эстонского режиссера Калева Куду по пьесе эстонского же автора Пирет Яакс задействованы белорусские актеры, а идет она на одной из минских площадок. Гомельский областной драмтеатр вместе с молодым режиссером Даниилом Филипповичем осваивает новый язык и иную эстетику в спектакле «Рыба моей мечты» по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». Зрители увидели неожиданный, постмодернистский театр, в котором угадывались цитаты из современных спектаклей, в частности, из постановок режиссера Юрия Бутусова. Актеры отправились в это плавание бесстрашно, за что зритель их искренне благодарит.

За спектакль «Рыба моей мечты» режиссер Даниил Филиппович был удостоен спецприза «Лучший дебют на профессиональной сцене». 

Еще мы увидели раннего Теннесси Уильямса в версии Брянского театра драмы имени А.К. Толстого в спектакле «Бесконечный блюз, или Говори со мной, словно дождь». А Таганрогский театр имени А.П. Чехова привез Мольера. Его «Лекарь поневоле» стал для фестивальной публики действительно настоящим праздником — легким, остроумным и пьянящим, как шампанское.

Лучшим спектаклем конкурса признан «Ревизор» нашего Национального академического театра имени Я. Купалы в постановке его художественного руководителя Николая Пинигина. Сразу два актера — Виктор Манаев и Павел Харланчук-Южаков, занятые здесь в главных ролях, — стали победителями в номинации «Лучшая мужская роль».

Художественного руководителя Белорусского государственного академического театра юного зрителя Владимира Савицкого назвали лучшим режиссером за постановку «Белая сорока», которую он осуществил в Тбилиси на сцене Государственного театра юного зрителя имени Н. Думбадзе по книге Яна Барщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах». Весьма интересно было наблюдать, как темпераментные грузинские актеры осваивают белорусскую классику. Стоит вспомнить, что некоторое время назад на сцене минского ТЮЗа состоялась премьера мелодрамы «Я бачу сонца» по одноименному произведению известного грузинского писателя Нодара Думбадзе в постановке грузинского режиссера Дмитрия Хвтисиашвили. Спектакль посвящен 75‑летию освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков и призван напомнить, что война стала общим горем всех советских семей.

В женской номинации победили Галина Анчишкина и Валерия Лагуто — актрисы Гомельского городского молодежного театра. Успех им принес спектакль «Королева красоты», который поставил режиссер Виталь Кравченко по пьесе Мартина Макдонаха. Эксцентричная и богатая эмоциональными оттенками работа Анастасии Бобровой в спектакле «Увидеть розового слона» принесла ей победу в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Лучшим актерским ансамблем стали актеры совместного белорусско-украинского спектакля «Ужин по-французски» в постановке художественного руководителя Черниговского музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко Андрея Бакирова. В своеобразном театральном эксперименте на две труппы женские роли играли актрисы из Чернигова, мужские — гомельчане. Какие искры пробегали между актерами в этот вечер! Сколько нерва, драйва и куража было на сцене! Любой фестиваль мог бы позавидовать такому жизнерадостному финальному аккорду.

КСТАТИ

На фестивале в Гомеле вручили и четыре специальных приза. Один из них — «Лучший спектакль камерного жанра» — получила драма «Увидеть розового слона» проекта HomoCosmos. Режиссер Даниил Филиппович за «Рыбу моей мечты» удостоен спецприза «Лучший дебют на профессиональной сцене». Специальным призом «За связь культур, выраженную значимыми театральными средствами» награжден ТЮЗ имени Н. Думбадзе из Тбилиси за спектакль «Белая сорока» в постановке Владимира Савицкого. Спецприз «За актуальность обращения к теме войны и искренность сценического воплощения» получил Мозырский драматический театр имени И. Мележа за постановку «Мать» по пьесе Карела Чапека в режиссуре Романа Цыркина.

СБ

13.12.2019