Шесть чувств и одна мечта. Режиссёр Даниил Филиппович о премьерном спектакле в Гомельском облдрамтеатре
В июле облдрамтеатр презентовал экспериментальный спектакль «Рыба моей мечты». Свою интерпретацию пьесы Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» гомельчанам предложил столичный режиссёр Даниил Филиппович. Жанр постановки он характеризует как «безудержное веселье, переходящее в слёзы и обратно». Вместе с актёрами молодой режиссёр и сам испытал весь этот спектр эмоций. О своих страхах, переживаниях перед премьерой и впечатлениях после неё Филиппович рассказал «Белке».
СТРАХ
За плечами выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ) – одиннадцать спектаклей в минском частном театре «Открытое пространство» и студенческие работы. На большой сцене – дебют.
В гомельском проекте Даниил выступил не только как режиссёр-постановщик, но и как художник по свету, декоратор, хореограф и музыкальный оформитель. Говорит, хотел получить идеальный результат, поэтому «всё доверил себе самому».
Установить контакт с каждым зрителем помогли «фирменные приёмчики» Филипповича. Актёры в его спектакле сидят на краю сцены и разгуливают по техническому балкону, а вместо задней кулисы – мультимедийный экран, на который проецируются до боли, а иногда и до слёз знакомые слова о чувствах. И ведь получилось – все два часа в зале царила непередаваемая атмосфера единения, лица казались знакомыми и родными.
ОТЧАЯНИЕ
В творческой профессии рано или поздно наступает период, когда хочется всё бросить и перестать работать над проектом, в который вложил много времени, сил и души. Так было и с «Рыбой моей мечты». Создание спектакля заняло полтора месяца, и примерно на середине подготовки материала как-то всё не складывалось: Даниилу всё сложнее было раздобыть нужный реквизит, уговорить актёров на смелые авторские задумки, найти подходящую музыку.
Казалось бы, реквизита на сцене не так много: кукла с красным пластмассовым бантом, пара барабанов, несколько гримёрных столиков, стулья, кассетный магнитофон из 90-х, старая кровать с пружинистым дном. Но каждый элемент должен был быть именно таким, каким в своей голове его нарисовал Филиппович, и автор спектакля скрупулёзно выбирал все детали, чтобы показать зрителям свою, а ни чью-то чужую постановку.
Решение с декорациями тоже пришло не сразу. Поначалу казалось, что для передачи атмосферы пьесы нужны искусственно созданные балконы, советские комнаты и военные окопы, хореографические залы и учебные классы, подъезды.
– Со временем чувство отчаяния ушло, начал смотреть по сторонам, и театр будто сам подсказал идеальную декорацию для спектакля. Оказалось, голая сцена открывает зрителям ряд чугунных радиаторов, электрощиты, множество проводов, кнопок. Выходит, артисты показывают свою «кухню», обратную сторону создания постановки. Ничего лучшего я бы не смог придумать.
ЛЮБОВЬ
Главная героиня и весь зал вместе с ней пытаются понять: где, когда и что произошло в душе девушки, которая хочет научиться любить. Маму, жизнь, подруг, соседей, молодых людей. Череда образов сменяется так быстро и часто, что не всегда сразу осознаёшь, где ты находишься.
Чего хочет девушка? Она приехала домой, чтобы вспомнить детство, разобраться в себе, понять, почему её жизнь сложилась именно так, а не как-то иначе. Но одновременно пытается осознать, что такое любовь, существует ли она, почему неразрывно связана с предательством и ложью? Попутно вместе со зрителем она рассуждает, возможно ли найти настоящее, искреннее чувство в его первозданном виде, а главное где? В школе? В университете? Или на конкурсе красоты? Как не упустить свою вторую половинку? На этот и другие вопросы каждый унесёт из театра свои ответы.
– Весь мой спектакль – про любовь, создан через любовь, на любви и для любви. – Так режиссёр говорил ещё на пресс-конференции перед премьерой «Рыбы моей мечты». Под каждым словом подписывается и сейчас.
ТРЕВОГА
Режиссёр знал, что многим зрителям идея будет близка, но не был уверен, понравится ли гомельчанам такая её непростая и необычная интерпретация.
Во многом скептически к идеям Даниила отнеслись и в театре: некоторые актёры не верили в успех спектакля, кто-то напрямую высказывал своё недовольство, потребовал изменить или выбросить отдельные сцены . Все замечания Филиппович внимательно выслушал, к критике отнёсся трезво и спокойно, с чем-то согласился, что-то всё равно оставил по-своему. Боялся, конечно, что спектакль не допустят к показу, но комиссия работу одобрила и с несколькими поправками «дала добро» на премьеру.
Молодого режиссёра очень поддержал художественный руководитель театра Сергей Лагутенко. Даниил до сих пор помнит его слова: «Ты художник, вот белый лист, рисуй. Нельзя Малевичу сказать: а вы бы не могли перерисовать эту часть картины? Нельзя».
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Мнения зрителей разделились. После премьеры в социальных сетях появились разные комментарии – от резко негативных до безупречных. В фойе театра к Даниилу подходили и скептики, не одобряющие смелый подход к интерпретации пьесы, и восхищённая видением режиссёра публика. Свои рецензии написали многие столичные и гомельские критики, их отзывы тоже оказались неоднозначными. Но в целом пресса и искусствоведческие издания дали положительную оценку «Рыбе моей мечты».
– Равнодушных не было. А это залог успеха любого спектакля. Согласитесь, главное, чтобы о нём говорили, – улыбается молодой режиссёр. – Позже гомельская публика привыкнет к таким экспериментам, в Минске их сегодня гораздо больше, и зритель с удовольствием идёт в постмодернистский театр. Нужно немного «раскачать» и Гомель.
СЧАСТЬЕ
В конце лета Даниил Филиппович подписал контракт с Минским театром юного зрителя. В новом театральном сезоне он будет служить там режиссёром, и у молодого выпускника РАТИ в голове уже целый список идей и предложений к руководству. Филиппович уверен, что без «Рыбы» такого скачка в начале своей карьеры он не заслужил бы. Поэтому благодарен гомельскому зрителю и руководству драматического театра за доверие и поддержку.
Надеется молодой режиссёр и на дальнейшее сотрудничество с нашим театральным сообществом, ведь у него ещё есть много невоплощённых на большой сцене задумок.
– Когда я услышал первые аплодисменты после казавшейся мне вечностью секундной паузы во время первого премьерного показа, то выдохнул: зритель меня понял и услышал – а это ведь главное! Когда я увидел горящие глаза счастливых актёров – осознал, что весь проделанный труд был не зря. Спасибо каждому, кто помог нам реализовать нашу общую мечту. Надеюсь, мы поставим ещё не один спектакль вместе.
МЕЧТА
Даниил Филиппович желает «Рыбе» проплыть в репертуаре облдрамы долгий и счастливый путь с аншлагами, непрерывными аплодисментами. Это нужно не столько ему, сколько актёрам и команде, работавшей над спектаклем, для людей, вложивших в него душу.
– Показы «Рыбы моей мечты» состоятся в Гомеле практически сразу после открытия нового сезона, 22 и 28 сентября. Приходите, чтобы собственными глазами увидеть творчество в его первозданном виде, – приглашает гомельчан в театр молодой режиссёр.
17.09.2019