Областной драматический театр завершил 84-й сезон спектаклем по русской классике

Второй год подряд Гомельский облдрамтеатр закрывает сезон спектаклем по классику русской литературы. В прошлый раз это была постановка «Маленькие трагедии. Пушкин» по мотивам произведений Александра Сергеевича, в этот – «Нос майора Ковалева» по повести Николая Гоголя. И снова премьеру подготовил российский режиссер Роман Габриа.

Каждый найдет свою философию в спектакле – сюжет одновременно и комедия, и драма

Как ребенок

Для начала познакомимся с постановщиком. Роман Габриа – режиссер драмы из Санкт-Петербурга, выпускник курса академии театрального искусства Григория Козлова, заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия. Работал в Европе, сотрудничал с театром художников-перформеров культурной столицы России. Три года был художественным руководителем и режиссером «Визуального театра», объект исследования которого – современная жизнь. Сейчас Роман является главным режиссером Санкт-Петербургского театра «Мастерская».

Ставил спектакли в Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени, Самаре, Минске, Цхинвале и других городах. В прошлом году сезон Гомельского облдрамтеатра завершила его первая в нашем городе премьера «Маленькие трагедии. Пушкин», которая заслужила Гран-при XV Международного фестиваля «Славянские театральные встречи» в Гомеле. Награду за лучшую женскую роль этого фестиваля также получила и актриса Вера Грицкевич за исполнение главной роли. Кроме того, спецпризом жюри фестиваля «Смоленский ковчег» отмечена актриса Мария Ходякова за исполнение роли 

Моцарта. 

– Конечно, я постоянно слежу за судьбой своего спектакля. И мне очень приятно, что он получил такой отклик как среди зрителей, так и среди членов жюри театральных конкурсов. Столько сил было в него вложено, столько разных эмоций: радости, счастья. И нервов, – не скрывает Роман Габриа. – Спектакль как ребенок, поэтому нельзя не контролировать, что с ним происходит после премьеры.

Ставим по татуировкам

На плечах Романа Габриа есть татуировки – на правом плече профиль Пушкина и автограф Чехова, на левом – профиль Гоголя и автограф Достоевского. Год назад, после сдачи спектакля по пьесам Пушкина, режиссер вместе с худруком облдрамы Сергеем Лагутенко то ли в шутку, то ли серьезно договорились, что через год встретятся вновь, чтобы поставить кого-то с левого плеча. 

– Я обещание сдержал. Все получилось именно так, как и договорились. Сам выбрал произведение, оно классное. Когда ехал, уже даже знал, какие актеры и какие роли будут играть. Очень приятно вернуться в Гомель и понять, что город стал родным, что тебя здесь ждали. Так что еще хочу что-нибудь у вас поставить. В следующий раз будет Чехов или Достоевский, – с улыбкой замечает режиссер.

Актерский состав спектакля действительно практически тот же, что в «Пушкине». Задействованы Вера Грицкевич, Сергей Юревич, Юрий Мартинович, Дмитрий Попченко, Сергей Лагутенко. Художником по свету выступил Максим Ахрамеев, за декорации и костюмы в спектакле отвечает главный художник облдрамтеатра Татьяна Стысина.

– Повесть сатирическая, стараемся держать тон. Мне гораздо комфортнее работать с людьми, которые меня знают и мне доверяют. Нет притирок, на это не тратится время. К тому же именно с этой командой у нас случился успех, поэтому хотел сотрудничать с ней же.

Со вторым составом Роман Габриа не работает принципиально – в этом тоже своего рода уникальность постановки. Конечно, для зрителей приготовили и немало сюрпризов. Но рассказывать о них бессмысленно – лучше прийти и увидеть все своими глазами. Теперь посмотреть спектакль можно будет осенью. 

А у вас нос исчез

В основе сюжета – фабула повести «Нос» Николая Гоголя, где раскрывается история маленького человека с огромными необоснованными амбициями. Сценическая версия произведения расскажет популярный анекдот, который бытовал во времена Гоголя: цирюльник в булке свежеиспеченного хлеба обнаружил неожиданную начинку – нос коллежского асессора Ковалева, который часто пользуется услугами брадобрея. Нос начинает жить своей жизнью и совсем не обращает внимания на отсутствие своего хозяина. Более того, он прекрасно чувствует себя в светском обществе, получает повышение и разгуливает в мундире. Вернется ли нос к майору и удастся ли Платону Ковалеву усадить беглеца на место? Ответ на этот вопрос зрители могут узнать на спектакле.

– Каждый сделает свой вывод и найдет в этом свою философию. Ведь когда мы смотрим фильм, читаем книгу, рассматриваем картину, не сразу задумываемся над тем, что хотел сказать автор. Мы додумываем сначала сами. Вот и здесь предлагаю прийти на спектакль и поразмышлять, – приглашает режиссер. – К тому же Гоголь был человеком скрытным, загадочным и не совсем здоровым. Так что решайте сами, о чем эта фантасмагория.

На вопрос о том, какую реакцию ждет Роман от зрителей, он честно отвечает:

– Хочу, чтобы люди смеялись. Это одновременно очень грустная и смешная работа. Все переплетено, как и в нашей жизни. У человека нос исчез – это и весело, и жутко. Смотря для кого.

Приходите посмотреть на счастье

Одна из интересных находок режиссера – актеры, повествующие о «необыкновенно странном происшествии», выступают одновременно и актерами дубляжа, то есть озвучивают в том числе других персонажей. За счет этого постановка приобретает особый шарм: 

– Это новая для нас форма. И для меня, и для актеров.

В качестве локомотива действия выступают рассказчики. Вера Грицкевич в тандеме с Сергеем Юревичем раскручивают историю, позволяют сюжету двигаться вперед и погружать зрителя в атмосферу спектакля. 

Спектакли Романа Габриа неоднократно номинировались на петербургскую театральную премию «Золотой софит»; постановки «Мейерхольд» и «Каренин» попали в лонг-лист «Золотой маски»

Мы спросили у актеров, как им работается с Романом Габриа. Спустя год все же можно сделать выводы и поделиться впечатлениями от творческого процесса:

– Наши репетиции мало напоминают классическую форму, мы все смеемся, что-то придумываем. Предлагают свои варианты развития событий и актеры, и режиссер. В то же время мы точно знаем, что у него есть зубы, сильный, волевой и жесткий характер. Видели, как он может поставить на место каждого из нас и заставить начать работать. Все происходит корректно, без криков и паники. Просто внутренний стержень, без которого в нашей профессии никуда, – рассказала актриса Вера Грицкевич.

Так или иначе, последнее слово всегда за режиссером, он решает, каким в итоге будет результат. Роман Габриа признается, что создание спектакля – это архитектура. 

– А как работать на стройке, не ругаясь? – шутит он.

Завершаем разговор главным вопросом: о чем «Нос майора Ковалева»?

– О счастье. Это главное действующее лицо, которое у каждого личное и свое, – отвечает не задумываясь Роман Габриа.

Газета «Гомельская правда»
Виктория Трухан
Фото Ивана Кузменкова

01.08.2023