Гомельская актриса Галина Вевер рассказала об участии в съемках фильма «Белые росы»

Любители театрального искусства Гомельщины хорошо знакомы с творчеством актрисы Галины Вевер. В Гомельском областном драматическом театре она служит более 45 лет, сыграла множество ярких ролей. Но не все знают, что Галина Петровна снималась в кино, в том числе в одной из лучших работ «Беларусьфильма».

Галине Вевер посчастливилось учиться в Минском театрально-художественном институте у замечательного мастера Владимира Маланкина. Он стремился не просто научить ремеслу, а воспитать актера как талантливую и независимую личность. На уникальном режиссерско-актерском курсе, куда в середине 60-х зачислили шестнадцатилетнюю гомельчанку Галину Кисленок, учились будущие выдающиеся белорусские режиссеры Валерий Раевский, Борис Луценко.

— Владимир Андреевич обучал основам режиссуры и нас, актеров. Что помогало впоследствии самостоятельно выстраивать роль, создавать незабываемый образ, — вспоминает Галина Петровна.

А что же кино? В советские времена для студентки театрального вуза съемки означали моментальное отчисление. Познакомиться с атмосферой «Беларусьфильма» можно было только на пробах, помогая другим актерам показать ту или иную сцену. И все же Галина рискнула принять участие в отборе на главную роль — Джулии в «Альпийской балладе» — и с блеском прошла его.

— Мне поставили только два условия: заняться скалолазанием и выучить итальянский язык. С учебой в институте пришлось бы расстаться, хотя Владимир Маланкин говорил: «Иди, снимайся! А после вновь придешь ко мне учиться». Но это означало бы потерю многих месяцев. Такой мечты, как у многих девчонок: непременно видеть себя на экране, у меня не было. Хорошо поразмыслив, я поняла, что не хочу менять театральную среду и любимых педагогов на неясные перспективы в кино, — рассказывает актриса.

После окончания института два года она служила в Витебском академическом театре, а затем получила приглашение в Рижский ТЮЗ, которым руководил легендарный Адольф Шапиро. Здесь театральная деятельность вновь пересеклась с киноискусством. Небольшая роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле» запомнилась необычайной творческой атмосферой, работой с выдающимися мастерами. С гонорара Галина купила себе сувенир — серебряный браслетик, который как память хранит до сих пор.

К сожалению, ни тогда в Риге, ни позже в родном Гомеле, куда Галина Петровна вернулась в 1978 году, у актрисы не было возможности откликаться на предложения, которые периодически поступали от киностудий. Театральный мир по-своему строгий и жесткий, и он требует присутствия актера, прежде всего, на сцене.

И все же Галина Вевер смогла принять участие в нескольких проектах «Беларусьфильма», в том числе военной драме «Мама, я живой», телефильме «Плач перепелки». Играет Галина Петровна и в самом знаменитом фильме национальной киностудии — «Белые росы». Ее героиня — Екатерина Ходас, жена Федоса Филимоновича, которого играл Всеволод Санаев, и мама троих братьев. Умершая молодой, она является сыновьям в воспоминаниях как образ Родины, неподдельной доброты, незабываемого детства.

Кинорежиссер Игорь Добролюбов ездил по театрам и смотрел актеров. Так и Галина Вевер получила приглашение на съемку. Корректировать театральный график было сложно, но как-то договаривалась, брала отпуск за свой счет… Тогда никто и не думал, что снимающийся фильм станет любимым у многих поколений и будет восприниматься как символ белорусского характера, приверженности своим корням.

— Было приятно работать с талантливыми молодыми актерами. Коля Караченцев тогда еще не был знаменитостью, но выделялся среди других и талантом, и открытостью, и стремлением помочь. Помню, один актер, приехавший на съемку эпизода, обнаружил, что у него нет денег. Стал обращаться к администрации, чтобы решить вопрос. А Николай просто подошел к практически незнакомому человеку и протянул купюры: «Возьми, когда-нибудь отдашь», — рассказывает Галина Петровна.

Уже в постсоветский период наша героиня получила опыт съемки в одном из российских сериалов. И они поразили контрастом с серьезной, вдумчивой работой на «Беларусьфильме». За два дня отсняли сразу 22 эпизода, не слишком заботясь о качестве. А для реквизита актрису попросили привезти собственные вещи. В таких обстоятельствах не каждый захочет работать даже за очень хорошие деньги.

— В свое время работа с Игорем Добролюбовым позволила мне понять главное: если режиссер живет своим фильмом и той историей, которую хочет донести, уважает актеров и их талант, результат непременно будет значимым.
И пример тому — «Белые росы», которые столько лет согревают людей добротой и теплом, — сказала в заключение Галина Вевер.

Источник: Газета «Маяк»