Заслуженный деятель культуры Валентина Роговская отмечает 90-летний юбилей
Имя Валентина в переводе с латинского означает «сильная». Оно очень подходит завтрашнему юбиляру – Валентине Георгиевне Роговской, человеку глубокой и искренней натуры, открытой души и яркой биографии.
Многие считают важным в жизни найти человека, но не все знают, что важнее найти себя. Несомненно, Валентина Георгиевна из их числа. Даже дойдя до большой юбилейной даты, состоявшись как жена, мать, бабушка, удостоенная звания заслуженного деятеля культуры нашей страны, отмеченная наградами, она жалеет, что многого не успела. Хотя успела, конечно, гораздо больше.
Своя Великая Отечественная
Если нашу родную Беларусь по праву называют республикой-партизанкой, нельзя ли всех белорусов, переживших ужасы военной оккупации, называть участниками войны? Шестилетняя Валя видела, как в 1941-м наши отступали, запомнила, как торопились военные: «Быстрей-быстрей, сейчас немцы придут» – от ее родной деревни до Днепра было двадцать километров, надо было успеть переправиться через реку. Страшная жара, мухи, перевязанные кровавыми бинтами ноги раненых – детская память словно сфотографировала это на всю жизнь.
Еще запомнила: когда расстреливали бабу Зину с дочерью, спряталась вместе с двоюродным братом за полог. Немец пистолетом одернул штору и увидел напуганных до смерти детей, взял за шкирку и выкинул оттуда, но не расстрелял – видно, пожалел. Потом, когда жили в лесу, во время облавы Валя с сестричкой потеряли маму. Бабушка едва нашла их: ушли далеко, в соседний район. Когда вернулись в деревню, увидела на земле свою куклу – единственную настоящую куклу, ни у кого из деревенских девочек такой красивой не было! Протянула руку, чтобы ее поднять, а потом отпрянула: кукла могла быть заминирована, и она уже маленькой знала об этом…
Родной дядя Валентины Георгиевны по материнской линии был партизаном. Мама с двумя девочками всю войну пробыла в партизанском отряде в лесу, боялась, что захватчики могут их расстрелять. А другие родственники погибли. Всех маминых двоюродных сестер вместе с детьми фашисты отправили в Брагин и расстреляли как семьи партизан. Жену дяди вместе с трехлетним сынишкой бросили в тюрьму, потом отвезли в лес, раздели догола и убили. Один из полицаев, очевидец страшной трагедии, после рассказывал: мальчик начал кричать и убегать, но его догнали, ударили прикладом по голове, положили матери на грудь и прикололи штыком. Две недели тела так и лежали в лесу. Полицаи думали, что дядя придет за ними, не выдержит. Друзья его связали, боялись отпускать, ведь там наверняка была засада.
Спустя десятилетия, уже работая директором Гомельского драмтеатра, Валентина Георгиевна пригласила главного режиссера Национального академического театра имени Янки Купалы народного артиста Беларуси Валерия Раевского поставить на нашей сцене пьесу «Рядовые» Алексея Дударева. Получился спектакль-поминовение по рядовым солдатам, прошедших через ад большой войны, рассказ о том, как она «выстудила» людей, сломала их судьбы. Валентина Роговская считает «Рядовых» данью памяти погибшим и напоминанием о хрупкости мира, который надо сберечь и завещать через наши гены детям и внукам. Ведь «Если мы войну забудем, вновь придет война».
Главное для человека – не держать зла на людей, уметь радоваться успехам других.
Посеешь характер – пожнешь судьбу
У Валентины Георгиевны врожденная интеллигентность. Трудно поверить, что эта женщина с прямой спиной и аристократичными манерами в детстве пасла гусей, а в молодости скакала на лошади, когда секретарем парткома приходилось объезжать угодья крупнейшего в Буда-Кошелевском районе совхоза. Признается: до сих пор ругает себя за невыдержанность и вспыльчивость (не знаю, кому довелось быть свидетелем такого!), за то, что иногда из-за лености откладывает какое-то дело на завтра, хотя могла бы заняться им сегодня.
Она решительный человек. И рисковый. Однажды, чтобы сэкономить время, отправилась из Лоева в Рудню Каменеву по тающему мартовскому льду через Днепр. Сто раз могла провалиться под лед, но судьба уберегла. А в Лельчицком районе, спеша на комсомольское собрание в соседнюю деревню, заблудилась в лесу. Долго кружила, никак не могла найти дорогу. Решила оставлять на пеньках свои записки на случай, если придется остаться в лесу. Только каким-то чудом, изрядно замерзнув, вся заиндевевшая, вышла к селу.
Наверное, без небесного провидения здесь не обошлось. Выросла Валентина Георгиевна в верующей семье: обе бабушки были католичками, мама православной. Так что вера в Бога всегда была с ней. Всю жизнь она остается прихожанкой Петро-Павловского собора, молится за своих близких, друзей и родную страну.
Всегда готова к компромиссу. В театре по-матерински поддерживала актеров, людей ранимых, эмоциональных, постоянно вникала в их проблемы, помогала решать квартирный вопрос. С режиссерами не всегда соглашалась, старалась объяснить свое видение спектакля, хотя собственного мнения не навязывала: художник имеет право трактовать пьесу по-другому. Но в перестроечные годы, когда стали создаваться «новые культурные ценности» и дилетанты эпатировали публику своим «новым словом в искусстве», ставила режиссерам жесткие условия: если задумаете раздеть актрису на сцене, спектакля не будет!
После распада Советского Союза Валентине Георгиевне пришлось в прямом смысле отстаивать право театра на жизнь. Время от времени перед ней откуда-то появлялись бритоголовые молодые люди, которые желали прибрать к своим рукам здание с колоннами в самом центре Гомеля, мечтая открыть в нем казино. Другие предлагали отдать одно из театральных помещений под магазин. Доходило и до угроз. Иногда казалось, что не выдержит напора, но смело держала оборону, отправляла непрошеных гостей на все четыре стороны.
Валентина Георгиевна умеет дружить – к сожалению, этот дар в наше меркантильное время становится редкостью. У нее много друзей, неважно, простые это зрители или знаменитые академики. Гордится дружбой с Иваном Шамякиным. Сейчас трудно представить, что молодая заведующая отделом культуры звонит домой Ивану Петровичу, чтобы пригласить на читательскую конференцию. А ведь было именно так. Писатель сразу же откликнулся, не единожды приезжал на встречи с читателями. Беседы с классиком, его душевность и простота покорили Валентину Георгиевну. Частыми гостями у нее были Иван Мележ, Алесь Адамович, Михась Даниленко. Их книги и сейчас перечитывает, вновь и вновь открывая для себя настоящую литературу.
Валентина Роговская: «Репрессии, которые коснулись моей семьи, не затронули мою душу и не изменили моего отношения к великой Родине. Серость и подлость порождает не эпоха, а гражданская позиция человека»
Служение, а не служба
По убеждению Валентины Георгиевны, массовой культуры не существует, есть массовое бескультурье. Есть люди, близкие к культуре. И есть среди массы больших и малых ее деятелей само воплощение культуры.
К ним в полной мере относится Валентина Георгиевна. Дело не только в дипломе Московского института культуры, руководстве отделами культуры и областным драматическим театром. Самое главное – ее стремление к «деятельному добру», как у тургеневской Елены Стаховой, цельного и смелого человека, любимой литературной героини. Работа на любом посту всегда была для Валентины Георгиевны не службой, а служением. Которое невозможно без полной самоотдачи, неравнодушия и чувства долга – без показушности.
В театре она реализовала себя на двести процентов. Для Валентины Георгиевны он всегда был храмом искусства, при входе в который вы отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских проблем, а выходите просветленным. Заразилась театром в юности, впервые увидев спектакль житомирских артистов. Хотелось проникнуть в это таинство, доселе неизведанный мир. Однажды на празднике даже попробовала себя в роли комиссара в «Оптимистической трагедии». Так началась ее погружение в искусство сцены, которое продолжается всю жизнь.
Еще работая в Речице, наладила связи с Купаловским театром. Труппа охотно приезжала в столицу нефтяников на гастроли, выступала не только в городе, но и в сельских Домах культуры. Именно тогда Валентина Георгиевна познакомилась с Валерием Раевским, их дружба продолжалась до самого ухода знаменитого режиссера из жизни в 2011 году. Валерий Николаевич поставил на гомельской сцене несколько спектаклей, в том числе замечательный «Чорная панна Нясвіжа» – один из самых любимых Валентиной Георгиевной, жаль, его нет сейчас в репертуаре.
Ценила сотрудничество с Лидией Монаковой – нынешним профессором Белорусской академии искусств. Несколько лет Лидия Алексеевна работала главным режиссером в Гомельском театре. Они сошлись взглядами, характерами, любовью к классике. Спектакли Монаковой «Собачье сердце», «Мнимый больной», «Ревизор» с успехом шли на гомельской сцене.
На директорские годы Валентины Георгиевны пришлось 50-летие областного драмтеатра. К этому юбилею пять актеров удостоены звания заслуженного артиста, двое стали народными артистами Беларуси. При ней нашему театру первому в стране присвоено звание заслуженного коллектива Республики Беларусь. Именно она стала одним из инициаторов Международного фестиваля «Славянские театральные встречи», за что в 1997-м получила звание заслуженного деятеля культуры. В 2000 году Валентина Георгиевна отмечена специальной премией Президента. А первой наградой был почетный знак отличника культуры СССР, который вручила тогдашний министр Екатерина Фурцева.
Нет нужды спрашивать, любит ли Валентина Георгиевна театр, плакала ли когда-нибудь на спектакле, разделяя судьбы сценических героев. Она убеждена в великой силе театрального искусства, которое уравновешивает человека с миром в самые критические моменты жизни, помогает найти выход из непростых ситуаций. Именно культура, искусство и вера делают человека человеком.
Размышляя об этом, каждое утро Валентина Георгиевна идет мимо любимого драмтеатра в наш главный православный храм. В парке кормит котов, машет рукой старому ворону, который узнает ее, приветствуя громким карканьем. Новый день начался. Пусть он будем хорошим!
15 января 2025
Источник: Гомельская правда