«Рыба моей мечты» приплыла в Гомельский драмтеатр
Вспоминается видеоролик, который когда-то стал мемом, — пенсионер показывает пойманную рыбу и экстатически кричит: «Вот она, рыба моей мечты! Язь!» Запись получила миллионы просмотров и принесла мужчине народную славу, потом известный эпатажный певец написал по его мотивам незатейливую песню, что также собрала урожай поклонников, и наконец «Рыба моей мечты» уже совсем в другом виде приплыла в Гомельский областной драматический театр.
Премьера спектакля состоялась в городе над Сожем 12 июля. Кстати, и песня со сцены звучит известная. И рыбы появляются в разных обличьях. И особенное художественное решение скромных по цене декораций и костюмов (художник Татьяна Стысина) резонирует с тем, что здесь происходит в течение двух с половиной часов.
По сюжету главная героиня Лена возвращается туда, где проходило ее детства, и в поисках главных ответов разговаривает с матерью, друзьями и первым любимым. «Рыба моей мечты» — дипломная работа Даниила Филипповича, выпускника курса Михаила Левитина в Российском институте театрального искусства. Авторы охарактеризовали жанр спектакля как «безудержное веселье, которое переходит в слезы и обратно»: по крайней мере, бросать зрителя в такие противоположные настроения у них получилось. Веселье, правда, иногда кажется немного печальным, зато искренне погрустить под барабанный бой о несбывшихся надеждах приходится.
Спектакль поставили молодые и, кажется, для молодых, которым надоели привычные формы, поэтому сердобольные истории «древних» времен соседствуют с одержимыми танцами под инструментальный нью-джаз и хип-хоп, а те, в свою очередь, изменяются философскими стихами знаменитых поэтов-шестидесятников .
Пьеса Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», обозначена самим драматургом как «школьные сочинения», стала известной на стыке тысячелетий. Даниил Филиппович импровизировал с текстом, но главного все же не изменял, а Лену по его решению играют одновременно две актрисы — Вера Грицкевич и Ирина Кублицкая: раздвоение личности дает возможность увидеть амбивалентность чувств.
Ощущения, страхи, комплексы шестнадцатилетней девушки, которая не знает, чего хочет больше — быть знаменитой или счастливой, актрисы удачно передают и эмоциями, и пластикой, и голосом. Перепады настроения, стыд и попытки понять то, что поймешь лишь пережив лично, — куда без незапамятных возрастных проблем, когда учительницы кажутся неспособными на любовь, чужие желания принимают за свои, а поиск высокого призвания обламывается о действительность.
Старшие героини, которых играют Алла Леная (мама) и Светлана Ефимова (женщина), пытаются чему-то научить молодых, но жизненный опыт оказывается несовершенным у всех. У представителей разных поколений остаются спорные вопросы, при этом младшие упорно повторяют ошибки старших, особенно там, где речь идет о любви, а без нее же никак.
Пятилетняя девочка, наученная матерью, что «дарить нужно что-то такое, что тебе самой дорого, иначе подарок не имеет смысла», отдает подруге любимую куклу с красным пластмассовым бантом. А в результате бесконечно волнуется: «Разве она для Ленки что-нибудь значит? Ленка не ходила с ней к зубному и на море с собой не брала, а я брала и чуть ее там не утопила. Нет, это все неправильно, что нужно дарить то, что дорого. Как это можно дарить то, что дорого? То, что дорого, с этим нельзя расставаться — а если можешь расстаться, то какое оно дорогое? »
Евгения Конькова, которая всю жизнь играла травести, в роли бабы Раи поднимается к настоящей трагедии. В ответ на реплику подруги Зины, которая во время войны написала на нее донос, Рая пронзительно отвечает: «Куда же я тебя брошу, Зина? У меня же, кроме тебя, никого на свете. И потом … не мне тебя судить. Ты если в чем и виновата, то страдала уже … »
Истории первой любви разносятся по прошлому веку, но школьный и фронтовой конкурсы красоты объединяют максимализм героинь. Одна из них произносит, кажется, главное, что объединяет женщин спектакля: «И вовсе это любовь могло бы стать для меня не несчастной, если бы я знала, как себя вести. Но я понятия не имела, что мне делать с этим мальчиком Сережей, кроме как мечтать о его издали, содрогаться от звуков его голоса, краснеть, сталкиваясь в дверях, неметь, когда он обращается с вопросом, быстро отводит глаза, чтобы не встретиться взглядами» .
Мужчины в спектакле завораживают — все два: Андрей Шидловский, который имеет определенный опыт, и совсем молодой Павел Соловьев. Искренностью, неистовством, ансамблевостью и привлекательным торсом. Спектакль, безусловно, женский, но ведь мужчины тонко (а иногда и гротескно) подчеркивают сложности отношений между полами.
Премьерой «Рыбы моей мечты» закрылся 80-й театральный сезон Гомельского областного драматического театра. Подростки увидели свои невротические представления о жизни, а взрослые разобрались в том, чем на самом деле является их забота о потомках. Под надрывную украинскую песню «Тримай» Кристины Соловей в финале.
Ирина ОСТАШКЕВИЧ
Фото Владимира Ступинского
03.08.2019