Художественный руководитель Гомельского театра на один день превратился в Мороза
Необычный концерт, продолжающий цикл «Чайковский +», прошел в Большом зале Белгосфилармонии накануне Международного дня театра, который театралы отмечают сегодня, 27 марта. В первом отделении в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера, народного артиста Беларуси Александра Анисимова и лауреата международных конкурсов, доцента кафедры специального фортепиано Белорусской государственной академии музыки Сергея Микулика прозвучал Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского.
– Это сочинение очень редко звучит в Минске, —— считает маэстро Анисимов. – В этой изумительной по красоте музыке особенно выделяется 2-я, лирическая часть, где к пианисту присоединились наши солисты – скрипачка, заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Стефанович и виолончелист, лауреат международного конкурса Евгений Микляев.
Во втором отделении меломанов ждал настоящий сюрприз – музыкально-драматическая композиция по пьесе Александра Островского, музыке Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». В необычном показе произведения с большой историей, премьера которого была осуществлена в Москве силами двух императорских театров – Малого и Большого – весной 1873-го года на сцене последнего, приняли участие Государственный академический симфонический оркестр, актеры Национального академического драматического театра им. М. Горького и Государственная академическая хоровая капелла им. Григория Ширмы. Режиссером выступил Роман Крикунов. Свой творческий вклад в проект внес худрук театра, заслуженный деятель искусств Беларуси Сергей Ковальчик:
– Проект, на мой взгляд, получился очень неординарным именно с точки зрения работы филармонии, где основным выразительным средством всегда является концерт, исполнительское либо вокальное мастерство солистов. Наличие же драматической составляющей придало действию неожиданный ракурс. Музыка предполагает личные ассоциации каждого слушателя, а авторский текст направляет мысль зрителя в конкретное русло сюжета, особенно когда сталкиваешься с таким автором, как Островский. Такие проекты обогащают общую филармоническую палитру. Получился не просто концерт, а театрализованное представление. Актерам было полезно поработать в необычной среде – рядом с живым симфоническим оркестром и хором. Это новый ценный опыт, новые ощущения, которые обогатят актерский психофизический аппарат.
Нынешняя «Снегурочка» вышла на удивление свежей и эмоциональной. Актеры театра им. М. Горького Виктория Ковальчик, Кирилл Никитин, Егор Третьяков, студенты 2-го курса БГАИ Елизавета Гаврилова, Дарья Чуракова, студент БГАМ Кирилл Кучинский органично перевоплотились в сказочные образы. В образе Берендея предстал заслуженный артист Беларуси, актер Молодежного театра Александр Шаров, Морозом в этот вечер стал актер и художественный руководитель Гомельского облдрамтеатра Сергей Лагутенко. Все актеры существовали на сцене без шаржирования, нажима и излишней сентиментальности, тонко понимая поэтику происходящего на сцене.
По словам маэстро Александра Анисимова, его оркестр не впервые обращается к литературе. Жанр показанной «Снегурочки» маэстро определяет как мистерия.
– Я бы рискнул назвать этот формат мистерией. Это не чистая пьеса все-таки, а смесь жанров, — признавался Александр Михайлович накануне. – К примеру, последняя сцена: таяние Снегурочки и ее гибель происходят на фоне знаменитой сцены Римского-Корсакова, абсолютно гениальной музыки, которую он написал, прощаясь с этой героиней и пьесы, и оперы.
По словам Александра Анисимова, в показе больше внимания уделили визуальному моменту, заострили фокус на пьесе Островского. Появление актеров на сцене, их жесты, движения, речевой посыл и интонации дали этой истории особый эмоциональный объем. Несмотря на небольшой хронометраж (около часа), публика увидела полноценную музыкальную притчу о любви и жертвенности. Сочетание яркой музыки и драматического искусства дало потрясающий эмоциональный результат и понимание того, что опыт синтеза разных видов искусств в стенах Белгосфилармонии стоит продолжать.
27 марта 2024
Источник: SB.by