Петербургский режиссер Роман Габриа сочинил оригинальный спектакль «Нос»

На XVII Международном молодежном театральном форуме «М.@rt.контакт», что проходит сейчас в белорусском городе Могилеве, корреспондент «РГ» посмотрела спектакль «Нос майора Ковалева», в основе которого — сатирическая абсурдистская повесть Н.В. Гоголя. Невероятная история, приключившаяся в Петербурге.

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в буханке хлеба начинку. Оказалось, что это… нос его клиента — коллежского асессора Ковалева. Как такое могло произойти? Тем временем нос облачился в мундир (!) и стал появляться в светском обществе.

Мистика и фантастика, и в то же время — история поучительная. Жанр спектакля — «необыкновенно странное происшествие». В Гомельском драматическом театре (заслуженный коллектив Республики Беларусь) его поставил известный российский режиссер Роман Габриа, главный режиссер Санкт-Петербургского театра «Мастерская», заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия.

Неожиданное, оригинальное решение: одни артисты озвучивают других. Те, кто на сцене, работают только телом, беззвучно (кроме самого Носа: он говорит своим голосом. Его не озвучивают, только в самом начале — «Добрый вечер», а дальше он выплюнул чужой голос и заговорил сам). Это Майор Ковалев, Цирюльник, Полицмейстер. Актеры в оркестровой яме (Рассказчики) проживают действие голосом. Как на киностудии. Но и Рассказчики время от времени появляются на сцене в образах Гоголя и Дамы в черном.

Художественный руководитель театра Сергей Лагутенко, актер (роли — Цирюльник и Полицмейстер) рассказал «РГ»:

— Как оказалось, Роман Габриа ехал к нам с одним спектаклем, который он задумал, сочинил, а во время репетиций все кардинально изменилось, даже в день премьеры появилось какие-то новые правки. Только на генеральных прогонах меня осенило, что наш «Нос» — это такой театральный «Ежик в тумане» Норштейна! Актерское сопротивление было, не скрою. Роман — «горячий южный парень», мы — белорусы с юга… «У вас в голове свой спектакль, у меня — свой, я делаю про другое, — сказал он одной артистке нашего театра. — Если актеры меня понимают, тогда я доволен результатом». Габриа — большой провокатор, в хорошем смысле.

Это первый выезд нашего спектакля из Гомеля. У нас дома не все приняли его на ура, зал неполный. А кто-то восхищен. Если зрители с руганью уходят со спектакля — «мы всё познали», я называю это закостенелостью, нежеланием принимать новое, непривычное, двигаться дальше. Разве театр не должен потрясать? Любыми способами. Спектакль может либо приниматься, либо категорически не приниматься, середина — это Камолетти или Куни.

Роман Габриа, режиссер:

— «Нос майора Ковалева» — вторая моя постановка в Гомельском драматическом театре. Первой была «Пушкин. Маленькие трагедии» — о судьбе русского поэта. Поэтому с труппой было удивительное взаимопонимание.

Решение спектакля, действительно, необычное. Фантасмагорический жанр повести заставил меня искать симметричное сценическое решение. Чтобы достичь эффекта реальности повести, я предложил одним артистам — тем, кто на сцене, существовать в особой анимационной эстетике. А другим, которые их озвучивают, работать как на озвучании мультипликации. Это был интересный процесс. Мы не сразу смогли освоить этот прием. Но когда получилось, были счастливы!

26 марта 2024
Источник: Российская газета