Белорусско-российский режиссер Роман Гапанюк о карьере в кино, сериалах, театре
Режиссер, сценарист, продюсер, актер Роман Гапанюк на премьере нуар-мелодрамы в Гомеле рассказал, какие дороги ведут в мир киноиндустрии.

Приходите на Таганку
– Какие моменты предвещали, что режиссура станет делом вашей жизни?
– Начну с того, я белорус, родился и долгое время жил в Бресте. Мама рассказывала, что в раннем детстве очень переживал, когда в фильмах или сериалах погибали люди. Она меня успокаивала: это происходит не в реальности, и актеров еще увижу на экране. Лет в пятнадцать увлекся фотографией. Когда появились видеокамеры VHS, начал снимать свое кино. Первый фильм, к слову, двухчасовой, сделал про свой класс. Месяца два им занимался.
– До старта карьеры вы ездили в российскую столицу, чтобы прикоснуться к миру будущей профессии. Впечатлились?
– В то время учился на филфаке в Бресте, а мой одноклассник, переехавший в Москву, звал к себе. Решил посмотреть, что к чему. Пришел во ВГИК, сказал охраннику, что хочу поступать на режиссуру. В это время по лестнице спускался преподаватель. Остановившись, он поинтересовался, кто я, откуда и предложил посмотреть знаменитую альма-матер.
Также побывал в театре на Таганке, встретился с его руководителем Юрием Любимовым. Юрий Петрович спросил, что смотрю, читаю и даже предложил приходить на репетиции.
Тогда понял, что филология – не мое, и стал готовиться поступать в Белорусскую академию искусств. Успешно прошел предварительный профэтап – сценарно-режиссерскую экспликацию. Ее суть в том, что ты берешь произведение, пьесу и делаешь текстовое описание будущей видеокартинки. По каждому написал страниц двадцать и поступил в главный творческий вуз страны с первого раза.
– Когда удалось попробовать дух кино?
– Учился на курсе народного артиста Беларуси Александра Ефремова. Нас, студентов, задействовали в массовке его фильма «Поводырь», а также «В августе 44-го» Михаила Пташука. Снимать что-то свое в 2000-е годы было сложно. В те времена кинематографисты пользовались пленкой, и ее стоимость составляла значительную часть бюджета картины. Это сегодня можно снимать на телефон, по крайней мере клипы и рекламу. На втором курсе начал искать работу, сотрудничал с «Беларусьфильмом». Потом пять лет был режиссером в Брестском академическом театре драмы.

Стоп, снято!
– Как судьба свела вас с командой «Брестской крепости»?
– Я находился в приемной театра, когда раздался звонок. Наталью Дроздову, работавшую во многих известных картинах, таких как «Иди и смотри», узнал по голосу и напомнил, что мы виделись на съемках у Александра Ефремова. Она хотела провести пробы с нашими актерами и просила помочь состыковаться с воинскими частями. В итоге я занялся оргвопросами: договорился со студенческим и народным театрами, клубом реконструкторов, спасателями, пограничниками, местными жителями. В спортивных секциях искал каскадеров из числа брестчан. Занимался реквизитом, костюмами. Творческая группа работала с основным составом актеров, и им нужен был помощник, который бы двум сотням человек из массовки смог объяснить, что делать. Так я стал ассистентом режиссера.
– Ваша организационная помощь отразилась в дальнейшем на продвижении кинокарьеры?
– Пробивался сам, но репутация сыграла роль. Когда снималась картина «Высоцкий. Спасибо, что живой», команда искала советский аэропорт. Я подсказал локацию: такой объект есть в Бресте. Обо мне начали наводить справки и узнали, что я вел «Брестскую крепость». Это стало для меня плюсом.
– Потом вы активно начали снимать сериалы?
– Да, и до сих пор работаю в этой нише. В этой сфере большая нагрузка. Сжатый бюджет, в который надо все вместить. Кинокомпании сотрудничают с разными режиссерами даже в рамках одного проекта. Сериалы, которые показывают в дневное время, снимаются по серии в день, весь процесс занимает 14 часов.
– Столь интенсивный график – это своего рода тренинг профмастерства?
– Скорее фабрика, в которую ты должен встроиться по всем критериям. Был случай, когда в проект взяли перспективного студента. Молодой человек планировал звать на кастинг на одну роль по десять актеров. Понятно, что при таком раскладе съемочный процесс сильно затянется. И кинокомпания решила расторгнуть с ним отношения.
Задача опытного режиссера – понимать, кто нужен и для каких проектов. Под разные задачи подбирать разные команды актеров, художников, операторов, композиторов. Собирать группу и дойти с ней до результата. Режиссер создает весь внешний слой.
Сейчас внутри десятилетия каждые полгода что-то меняется – гаджеты, мода, вкусы. И действовать нужно на больших скоростях. Вот почему Голливуд разводит руками: корейцы, очень быстро снимая сериалы, среди которых «Игра в кальмара», попадают в тренды и завоевывают мировой кинорынок. Динамично продвигается китайский кинематограф.
– Какой проект считаете знаковым в режиссерской карьере?
– Надеюсь, он еще впереди. Отмечу сериал «Держись за облака», который снимался на «Беларусьфильме». Автор идеи и сценария Валентин Залужный – белорус, выпускник ВГИКа работал в том числе над «Госграницей», сейчас штатный ведущий редактор национальной киностудии. Но прежде чем меня заметили на Родине, я прошел долгий путь профессионального роста в России.
Премьера состоялась в 2019 году. В центре сюжета люди, которые возводят линии электропередачи и эксплуатируют их. Работа «лэповцев», как они себя называют, одна из самых опасных: высота, напряжение, нештатные ситуации. Фильм основан на оригинальной полижанровой структуре, то есть каждая серия посвящена одному герою. У нас была криминальная история, цирковая, приключенческая, лирическая, где герой влюбляется в девушку.

Что на уме у гадалки?
– Из российских сериалов, наверное, ваш самый известный «В созвездии Стрельца»?
– Возможно. В этот проект меня порекомендовал белорус, династийный кинематографист Игорь Поршнев. Съемки проходили в Минске. Там были нюансы, но я справился, смог также задействовать наших артистов.
– Через несколько лет и Илья Учитель выпустил фильм про легендарного советского футболиста. Как к этому отнеслись?
– Сходил на премьеру и подумал: я снял эту историю так, они так, и у них тоже есть интересные задумки. Плюс ко всему бюджет полнометражки больше и технологические возможности тоже другие. Кстати, через год после того, как я получил приз на фестивале за лучший спортивный сериал, Илью наградили за «Стрельцова», ставшего лучшим спортивным фильмом. Там мы познакомились, пообщались, он сказал, что видел наш сериал, анализировал его. Это был достойный профессиональный разговор.
– Когда снимали «Глухаря», понятно, с кем общались, чтобы лучше понять атмосферу. А как действуете в таких специфических сферах, о которых рассказывают «Гадалка» и «Толкователь сновидений»? С кем консультируетесь, как собираете фактуру?
– В этих двух работах важно было придумать ситуации, в которых оказываются главные герои, когда в их жизни начинают происходить необъяснимые вещи – снятся странные сны, близкие начинают необычно себя вести, все рушится. И выход невозможно найти на уровне бытовой логики или советов, которые любят давать окружающие: решение не подскажет ни друг, ни коллега, ни врач, ни юрист.
Фактуру для «Толкователя сновидений» брал в книгах, и у Зигмунда Фрейда тоже. Плюс в интернете можно найти все что угодно. В этом фильме я автор сценария.
Если говорить про «Гадалку», то это недорогой по бюджету проект, но самый рейтинговый из числа дневных сериалов в России. За десять лет выпущено больше 2000 серий, он включен в Книгу рекордов Гиннесса РФ. К слову, в этом фильме снимаются настоящие гадалки.
Помимо сериалов делал рекламу, клипы, «Ералаш». Когда на студии Горького монтировал «В созвездии Стрельца», встретил в кафе Бориса Грачевского, он оказался контактным человеком. Я понтересовался, нужны ли ему режиссеры. Борис Юрьевич сказал прислать работы, мы встретились, и он утвердил меня. Потом подчеркнул, что я попал в точку, гармонично выдержав традиционный советский стиль юмористического киножурнала.
У Романа Гапанюка 45 работ в 39 проектах. Он режиссер сериалов «След», «В созвездии Стрельца», «Гадалка», «Толкователь сновидений», «Держись за облака», «Автошкола», «Глухарь-3», «Великолепная пятерка-6», «Знаки судьбы-4», «Скелет в шкафу», «Свидетели», «Подозреваются все», «Хронотоп», «Особый случай», «Неравный брак».
Автор двух сценариев для сериалов. Снялся в двух десятках ролей второго плана, в том числе в «Пятницком».
Актриса немого жанра
– Недавно в Гомельском драмтеатре состоялась премьера нуар-мелодрамы «Бульвар Сансет» по пьесе Виктора Денисова, основанной на сценарии Билли Уайлдера – автора и режиссера фильма «В джазе только девушки». Почему выбрали эту постановку?
– С картиной познакомился еще в академии, очень понравилась ее форма, хотелось поработать с этой темой. В студенчестве нам говорили, что ее нужно смотреть всем актерам, чтобы они понимали, что карьера когда-нибудь закончится, и к этому нужно быть готовым. И вот представил свой взгляд на пьесу.
– Образ молодого сценариста, который вступает в отношения с женщиной гораздо старше его, прост и понятен. Через актрису он пытается попасть в мир киноискусства и поправить материальное положение. А вот дворецкий куда более интересный персонаж.
– Да, в молодости он был женат на Норме Десмонд. Не буду раскрывать интригу, но десятилетия спустя они сходятся в новом формате взаимоотношений: бывший муж становится слугой, и их отношения обрастают интересными нюансами. Актриса немого кино живет прошлыми достижениями, бесконечно с восхищением смотрит свои фильмы и верит, что может сыграть молодую Саломею. В свою очередь дворецкий делает ее заложницей странной, нездоровой ситуации. Он тоже боится за свою жизнь, ведь как только она сойдет с ума, он окажется на улице.
– Вы успешно реализуете себя как режиссер театра и кино, сценарист, актер. Какая у вас стратегия добиваться результатов?
– Говорить с людьми прямо, правдиво, проявлять инициативу. Это самый правильный вариант коммуникации, на мой взгляд. Любой здравомыслящий человек к этому относится хорошо. Когда ко мне обращаются через кого-то, понимаю: тот, за кого просят, недостаточно смел, не готов просить, договариваться. Как с ним сотрудничать, преодолевать сложности, которые неминуемы, если на этапе предзнакомства он уже за кого-то прячется?
Если говорить о процессе создания кино, то именно конвейерная система учит работать с максимальной мобильностью и концентрацией. Есть еще такой аспект. Ты должен сделать большой скачок, чтобы на тебя начали обращать внимание. А чтобы тебя стали воспринимать в своей стране, должен проявить себя в другой стране.
10 апреля 2025
Источник: Гомельская правда
