Сегодня празднует юбилей заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Фейгин
Источник: http://newsgomel.by | 29 апреля 2017 года
Автор: Татьяна Сычкова
Фото: Анна Пащенко
Многочасовые репетиции, закулисные интриги, овации восхищённой публики… Театральная жизнь во все времена манила человека  неповторимой атмосферой. Кажется, этот мир творчества и блеска являет зрителям  людей, безупречных во всех отношениях: красивых, талантливых и вдохновлённых. Мог ли кто-нибудь  подумать, что простой заикающийся мальчик с улицы Бочкина через многие годы станет ведущим мастером сцены и заслуженным артистом Республики Беларусь? Наверное, нет, это из области фантастики, – скажете вы. И ошибётесь, потому что на самом деле это правдивая история артиста Гомельского областного драматического театра Юрия Фейгина, который 29 апреля отметит юбилей.

«НЕ СМЕЙ, ТЫ СЛОМАЕШЬ СЕБЕ ЖИЗНЬ!»

Всё начинается с детства. В случае с Юрием Михайловичем это утверждение работает на сто процентов. Будучи совсем маленьким, только-только после детского сада, мальчик устраивал театр во дворе частного дома. Собирал детей, рисовал билеты. А дальше творил настоящее волшебство: брал куклы-пальцовочки, натягивал простынь – и вуаля! Перед юными зрителями разворачивалось увлекательное действо.

– Рос я без отца, такой мамочкин сыночек, – улыбаясь, вспоминает Юрий Фейгин. – Кстати, когда мама  узнала, что я хочу быть артистом, ужасно испугалась. Единственный сын – и такая профессия. «Не смей, – говорила она, – ты сломаешь себе жизнь!»

Но, естественно, мальчишка не послушался. Трудно противиться внутреннему голосу, который зовёт тебя на сцену. В школе юноша успевал не только хорошо учиться (имел в аттестате единственную 4-ку, да и то по черчению), но и активно заниматься  самодеятельностью: вовлекал в театральные мероприятия товарищей, переписывал с пластинок тексты Райкина и очень хорошо копировал знаменитых актёров.  А когда в 8-м классе прочитал монолог Скупого рыцаря, все вокруг заговорили: «Наш Юра – настоящий артист».

Дальше – детский народный театр при ДК железнодорожников имени Ленина. Здесь талантливого мальчугана приметил Юрий Орынянский и пригласил попробоваться в Гомельский областной драматический театр. Парень произвёл такое сильное впечатление, что его не раздумывая взяли во вспомогательный состав.

– Я заикался, – признаётся Юрий Михайлович. – Но, несмотря на это, смог пройти сумасшедший конкурс в Белорусском государственном театрально-художественном институте.  В то время это был единственный театральный вуз на четыре республики: Беларусь, Литву, Латвию и Эстонию. Представьте: 111 человек на место! Но выбрали меня. Помню, только на 3-м курсе педагог по сценической речи народная артистка БССР Броварская спросила: «Юра, ты что это, заикаешься?»

И, тем не менее, это не помешало Юрию Фейгину оказаться в числе самых перспективных студентов.  Харизматичный, подающий надежды, он был в любимчиках у педагогов, ему предлагали ведущие роли. А уж каким вниманием одаривала начинающего артиста женская половина института! Перед обаянием тогда уже выпускника не смогла устоять и первокурсница София…

Награды
    В  1997 году Юрий Фейгин  получил Гран-при международного фестиваля «Славянские театральные встречи» за роль Мальволио – «Двенадцатая ночь» Шекспира.
    В 1999-м актёр награждён Почётным знаком Министерства культуры Республики Беларусь, а также  высшей театральной наградой Белорусского Союза театральных деятелей «Хрустальная Звезда» и нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь.
    В 2002 году  Юрию Михайловичу присвоено почётное звание «Заслуженный артист Республики Беларусь».
ЧУВСТВА ИЛИ КАРЬЕРА.НУ КТО СТАВИТ ПЕРЕД ТАКИМ ВЫБОРОМ?Она съехала к нему в объятия прямо с лестничных перил в учебном корпусе. Так, пожалуй, бывает только в романтических фильмах. Отношения между молодыми людьми стали развиваться довольно быстро, что не могло не сказаться на успеваемости. В конце первого курса руководство вуза пригласило девушку к  себе для серьёзного разговора. – Да, они ей так и сказали: выбирай, девочка: либо учёба, либо любовь. Она выбрала последнее, – с гордостью рассказывает Юрий Михайлович. – Правда, потом я с ней расстался, как неблагодарный. Наш институт имел не только театральное, но и художественное направление. С нами учились художницы, модельерши. А я, говорят,  был очень хорошенький. Кровь кипела, увлёкся другими. Но всё же спустя какое-то время отыскал её и мы поженились. В разное время София Георгиевна работала в театре  костюмером, заведующей литературной частью, потом  – на телевидении. Уже в зрелом возрасте поступила в университет и получила профессию педагога русского (белорусского) языка и литературы. Последние 15 лет, перед выходом на заслуженный отдых, трудилась в вузе на кафедре белорусской культуры.

– Моя жена прекрасна и сейчас. Правда, учит меня постоянно: не то надел, зачем это сказал. Иногда просто невыносима, – смеётся артист. – И всё же она совершенно замечательная.

ТЕКСТ — ЭТО КАЗНЬ

Актёры – личности публичные. Кажется, они всегда открыты и уверены в себе. Но если присмотреться поближе, увидите таких же людей, как и мы с вами: простых, временами застенчивых, со своими страхами и проблемами.

– В жизни я довольно стеснительный, – не скрывает Юрий Михайлович. – Знаете, есть такое выражение: «За внешней бравадой скрывается внутренняя ранимость». Это точно про меня. К тому же, когда артист не столичного масштаба, всё равно появляются какие-то комплексы. Очень не люблю, когда коллеги такого же положения, как я, начинают вести себя нескромно. Со стороны это выглядит ужасно, некрасиво, так и хочется сказать: широко известный в узкий кругах. Наличие таких знакомых как-то отрезвляет меня.

Многие считают, что актёрская профессия не так уж и тяжела, однако, как и в любой сфере деятельности, есть свои нюансы. Например, текст, который нужно осилить в сжатые сроки.

— Знаете, я по натуре жаворонок: рано ложусь и рано встаю. И это очень помогает, когда нужно поработать с текстом. Просыпаешься в 4-5 утра, все ещё спят, а ты уже носишься по квартире с бумажками в руках. Так уж получается, что к премьере я ненавижу этот текст, прямо до отвращения, но  с этим ничего не поделаешь, — улыбается  артист. – Я хорошо знаком с Константином Райкиным, и вот как-то раз мы ночевали в одной гостинице Чернигова. Он тогда сказал: «Текст – это казнь. Перед гастролями в Токио я вынужден был выучить его за 7 месяцев».  –  7 месяцев?! – Хотелось воскликнуть мне. А за полтора месяца Достоевского не хочешь? Ровно за 45 дней я осилил «Дядюшкин сон». Это же не современная пьеса, а классика, к тому же сам Достоевский, с его запятыми, особым построением фраз. Думал, с ума сойду.

Ну а самое страшное – это забыть ненавистный текст прямо на сцене. Юрий Фейгин признаётся, что старается никогда об этом не думать.

— Это как спросить у сороконожки, с какой ноги ты идёшь? Она задумается и остановится, — сравнивает Юрий Михайлович. — Я такие мысли отгоняю, надеюсь на организм. К тому же многое  зависит от партнёра. В любом случае можно поставить какую-то метку на руке, костюме, можно вернуться назад,  потому что действительно бывает «проклятое место» в пьесе. А вообще, есть масса своих секретов.

Кстати, все «отработанные» тексты актёр не выбрасывает — хранит у себя дома. Галочки, подписи – буквально каждая страничка исписана, каждая рассказывает целую историю и служит своего рода памятью об определённом этапе творчества.  

«В ТЕАТРЕ НЕ НУЖНО РАБОТАТЬ, ЗДЕСЬ НУЖНО ИГРАТЬ»

Что такое талант? Извечный вопрос, на который не существует единственно верного ответа. Одни считают, это дар свыше, другие думают, что всему можно научиться, приобрести необходимые знания, умения и навыки.

— Мне кажется, талант даётся от Бога, — делится мнением Юрий Фейгин. – Все творческие люди, будь то писатели, художники, артисты – словно проводники чего-то прекрасного. Нам даётся, а мы воплощаем. Я считаю, Станиславский написал свою систему для средненьких артистов. Если ты хоть в какой-то степени одарён, то будешь артистом и безо всяких систем. У человека должна быть интуиция, внутренний голос. Понимаете, диплом театрального института – это определённая сумма знаний, но, что гораздо важнее, это право проявить себя. А дальше всё  зависит только от тебя.

Юрий Михайлович уверен: в театре не нужно работать, здесь нужно играть. Когда сам актёр получает удовольствие, то и зритель его получит. Причём оказывается, для того чтобы спектакль удался, талантом должны обладать не только актёры, но и публика. Так что если во время спектакля вы отвлекаетесь на мобильный телефон или разговоры с соседом, знайте – от актёров это не укроётся. А вот когда внимательно слушаете, сопереживаете, с волнением следите за событиями, разворачивающимися на сцене, артисты обязательно заметят вашу отдачу.  

СТАРИКИ ВСЕГДА ВОСТРЕБОВАНЫ

Время мчится с невероятной скоростью, и чем старше мы становимся, тем яснее видим это. Многое меняется и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. В Гомельский областной драматический театр Юрий Фейгин пришёл в 1978 году, а это практически 40 лет назад.

— Очень мучает ностальгия по советскому времени, — признаётся Юрий Михайлович. – Раньше было  какое-то почитание. Когда по коридору проходили заслуженные артисты БССР Цурбаков, Каменский, Скарута, я весь сжимался. Это были небожители, авторитеты. Люди, сыгравшие так много ролей, отмеченные государственными наградами. Сейчас же всё иначе. Нынешнее поколение актёров как-то обмельчало. Думаю, во многом это связано с тем, что молодые учатся не на дневном отделении театральных вузов. Вы бы сели в самолёт к пилоту, который закончил курсы заочно? Думаю, нет. А в театральном искусстве это почему–то никого не смущает. Мы в своё время дневали и ночевали в институте, мы там жили: мастерство актёра, сценическая речь, сценический бой, акробатика… И так пять лет.

За свою карьеру Юрий Фейгин прошёл семь театров и уверяет, что по большому счёту везде всё одинаково.

–  Я люблю театр за его сумасшедшинку, за особую природу, – отмечает актёр. – Здесь удивительные люди, безусловно одарённые, но всё же очень странные, в хорошем смысле этого слова. Пусть это прозвучит банально, но театр – это жизнь моя с её сложностями и  интригами.

29 апреля ведущий мастер сцены празднует юбилей, но о завершении карьеры, естественно, не думает.

— Знаете, это единственная привилегия драматического артиста в отличие от танцоров, циркачей, — обращает внимание Юрий Фейгин. – В театре всегда очень востребованы старики. Поэтому, пока  позволяет здоровье, я буду играть.

*  *  *

Когда в конце нашей беседы я попросила артиста назвать три достижения, которыми он гордится больше всего, Юрий Михайлович сказал следующее:

— Горжусь, что при всех моих недостатках я всегда  получал ведущие роли и состоялся как актёр. Горжусь тем, что помогаю тяжелобольным детям. Ну и, конечно, я очень горжусь своей замечательной женой.

1
ПЕРЕЙТИ К ДРУГИМ СТАТЬЯМ

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *