Гомельский областной драмтеатр предлагает зрителям принять участие в расследовании убийства

Больше чем детектив

Премьера комедийного детектива «Кто это сделал?» уже на стадии подготовки заинтриговала гомельских театралов. На сцене областного драмтеатра обещали не просто показать увлекательное расследование убийства, но и организовать редкий для подобных постановок интерактив. Смогут ли зрители почувствовать себя Агатой Кристи или Эркюлем Пуаро? Как удержать высокий градус интриги на протяжении всей постановки? Ответы на эти вопросы мы отправились искать на предпремьерном показе.

Актеры Михаил Гришечкин, Елизавета Ольховка, Виталия Тишкова и Сергей Лагутенко в спектакле «Кто это сделал?».

Напряжение гарантировано

В основу спектакля легла одноименная пьеса всемирно известного писателя Чарльза Бернарда Гилфорда. Главный герой — тоже писатель. Именно его убийство становится той самой тайной, которую предстоит разгадать. Режиссер‑постановщик Мария Матох уже не первый раз работает с гомельскими актерами. Комедии «Селфи со склерозом», «Цианистый калий… С молоком или без?» и хроника семейного апокалипсиса «Ганди молчал по субботам» не оставили равнодушными ценителей театрального искусства. Детектив же стал для молодого белорусского режиссера первой постановкой в своем жанре:

— Это не классическая история, где убийство совершается прямо на сцене. Задача непростая — держать зрителя в напряжении на протяжении всего спектакля, а это два часа с антрактом. Звуки, свет, построение диалогов — задействованы все приемы. С гомельской труппой работать всегда легко. Каждая наша с ними история происходит по взаимной любви. Уверена, что впереди еще будет и немало новых проектов.

История одного убийства

Так и о чем же спектакль? Главный герой Александр Арлингтон пишет детективы. Может быть, потому после своей трагической смерти он не смог остаться в неведении и пожелал во что бы то ни стало узнать личность своего убийцы. Попав на небеса, Арлингтон уговаривает Архангела Михаила дать ему прожить свои последние сутки на земле, чтобы разобраться, кто есть кто в его окружении.

Главную роль в постановке играет художественный руководитель театра Сергей Лагутенко.

По сюжету пьесы Александру Арлингтону казалось, что он пребывает в любви и гармонии с близкими. Но оказалось, что мотивов для убийства и желающих его совершить рядом с писателем было предостаточно. Тяжело ли играть столь неоднозначного персонажа? Сергей Феликсович, задумавшись, отвечает:

— Ну, я и в обычной жизни могу припомнить пару человек, которые точат на меня зуб. Но здесь, безусловно, очень интересный и многогранный герой. Чему он учит зрителя, когда стоит на небесах и торгуется с высшими силами? Может, пьеса о гордыне? Или о том, что ответы на некоторые вопросы лучше не знать вовсе? Я и сам до конца не могу определиться. Теперь вот ночь буду думать над скрытыми смыслами этой истории.

Идею нынешней постановки режиссеру, к слову, предложил сам Сергей Лагутенко. Объясняет такой выбор:

— В советские годы детективов ставили много, в том числе и в нашем театре. Сейчас жанр почему‑то незаслуженно обделен вниманием. А ведь это действительно особая атмосфера, где нельзя упустить ни одной мелочи. Зритель не должен ни на секунду выключаться из той истории, которую мы воплощаем на сцене. Детективами ведь во все времена зачитывались миллионы людей.

И действие по‑настоящему завораживает. Хотя ставка сделана не на спецэффекты и яркие декорации — все происходит в обычном кабинете.

— Ну вот и волнение прошло, все получилось, — с улыбкой говорит Арлингтон‑Лагутенко после премьеры.

— А было волнение? — удивленно спрашиваем у актера.

— Конечно. Должно быть. Иначе и заниматься искусством не стоит, — убежден Сергей Феликсович.

Так кто же это сделал?

Повторно пережить несколько часов до собственного убийства — сложное испытание. Интересная пьеса, насыщенная напряженностью и угнетающей атмосферой, не оставит равнодушными ценителей запутанных и в то же время философских историй.  

Здесь не стоит ожидать клише в духе «убийца — садовник». Напротив, постановщики предлагают провести расследование преступления самим зрителям вместе с главным героем. Только так можно установить истину, интригуют афиши. 

Режиссер предполагает, что, возможно, от спектакля к спектаклю имя преступника и вовсе будет меняться. Результаты каждого расследования будут публиковаться в официальных группах театра в популярных социальных сетях.

СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ

28.04.2023. Автор Дмитрий БОЯРЧУК, фото Татьяна КАВЕРИНА