Роднее не бывает

Слова и мысли гостей нового театрального фестиваля под названием «Родина моя…».

Как известно, Гран-при нового театрального форума, прошедшего недавно в «Смоленской драме», достался именно нашей труппе. Спектакль по сюжету героической «нетленки» Бориса Васильева «А зори здесь тихие» в постановке заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Чепелева полностью растопил сердца жюри и зрителей фестиваля, произведя на большинство тех, кто его увидел, оглушительное впечатление. Ставя точку в конкурсной театральной неделе сразу после того, как за смоленскими артистами закрылся занавес, продюсер фестиваля Валерий Беляев вышел на сцену для поздравлений конкурсантов и в течение нескольких минут не мог подобрать слов, сдержать слез от нахлынувших эмоций.

Ранее Валерий Викторович признался, этот патриотический по своей сути форум был задуман как подарок нашему городу в честь сразу двух юбилейных дат – 1160-летия со дня основания Смоленска и 80-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Проект был реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Свои конкурсные спектакли о родине показали два театра нашего города, драматический и кукольный, а еще Кострома, Липецк, Владимир, Пенза, Гомель и Витебск. К сожалению, не обошлось без отмен: из-за травмы одного из своих ведущих артистов не смогла приехать труппа из белорусского Пинска. Будем надеяться, что Полесский театр еще сможет встретиться со смоленскими зрителями, но теперь уже на «Смоленском ковчеге», который руководство нашего театра планирует провести уже ближайшей весной.

Состав международного жюри на сей раз был таким:

  1. председатель – профессор кафедры истории и культурного наследия Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова, доктор искусствоведения, профессор, театральный критик, исследователь русского авангарда, автор 40 монографий по изобразительному искусству и искусству театра Татьяна Котович (Беларусь);
  2. заслуженный работник культуры Российской Федерации, советник-эксперт департамента Смоленской области по культуре, член Совета по культуре, искусству и культурному наследию, член Российского исторического общества, член Союза краеведов России, член Союза журналистов России, член Смоленского отделения Всемирного русского народного собора Надежда Деверилина (Россия);
  3. декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, профессор, заслуженный артист Республики Беларусь, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии, обладатель ордена Франциска Скорины, ведущий мастер сцены театра-студии киноактера при киностудии «Беларусьфильм» Владимир Мищанчук (Беларусь);
  4. заведующая кабинетом драматических театров Союза театральных деятелей Российской Федерации, заведующая кабинетом национальных театров Союза театральных деятелей Российской Федерации, член Экспертного совета Фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция», программный директор Всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация», член жюри международных и всероссийских фестивалей Марина Корчак (Россия);
  5. продюсер Валерий Беляев (Россия).

Что касается наградных формулировок, то они были весьма оригинальны и в какой-то степени даже неожиданны. Сами призы в итоге распределились следующим образом.

Номинация «Лучшая мужская роль второго плана»

Заслуженный артист Российской Федерации Сергей Тюмин за роль автора в спектакле «Судьба человека» Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова.

Номинация «Лучшая главная женская роль»

Заслуженная артистка Липецкой области Александра Иванцова-Гаделия за роль корреспондента Лены в спектакле «Небесный тихоход» Липецкого драматического театра.

Номинация «Лучшая главная мужская роль»

Юрий Землянский за роль Вадима в спектакле «Телефонный разговор» Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского.

Номинация «Лучшая сценография»

Заслуженный деятель искусств республики Марий-Эл Борис Голодницкий за спектакль «Андрей Боголюбский» Владимирского академического областного театра драмы.

Приз зрительных симпатий

Спектакль «Небесный тихоход» Липецкого драматического театра.

ГРАН-ПРИ ФЕСТИВАЛЯ

Смоленский государственный академический драматический театр имени А.С. Грибоедова за спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева.

Специальные призы жюри

«За творческий коллективизм в создании спектакля

«Телефонный разговор». Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского.

«За актерский ансамбль»

Спектакль «Бах-бах-бах» Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова.

«За творческий азарт, молодую дерзость, за музыкальный талант в создании пронзительного спектакля»

Спектакль «Фронтовой альбом» Костромского государственного ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени А.Н. Островского.

«За поддержание фестивального движения»

Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гомельский областной драматический театр».

Приз продюсера фестиваля

Константин Юхневич за роль Васкова в спектакле «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова.

Хорошая девочка Нина… из 43-го года

Особенным событием фестиваля стала постановка Пензенского драматического театра имени А.В. Луначарского под лаконичным названием «Телефонный разговор». Молодой режиссер Никита Кузин пять лет назад поставил на своей родной сцене моноспектакль по одному из самых известных произведений советского фантаста Кира Булычева. На этом спектакле плакали пензенцы, теперь настала очередь смолян распахнуть свои сердца навстречу истории об очень одиноком человеке из 1972 года (его играет Юрий Землянский) и одной очень одинокой девочке из военного 1943 года, которых мистическим образом познакомил обычный советский телефон. Великая трагедия войны берет за душу каждого зрителя, безжалостно высвечивая в полутьме зала каждый ее потаенный уголок – и берет без единого взрыва, выстрела. Небольшое пространство сцены, один человек – и несколько мерцающих телевизоров. Этого в данном случае, как оказалось, достаточно для безоговорочного катарсиса.

Художественный руководитель «Пензенской драмы» народный артист РФ Сергей Казаков:

– Мистикой проникнут не только сюжет нашего спектакля, на котором я сам плачу уже в десятый раз… Моя нынешняя встреча со Смоленской землей тоже абсолютно мистическая. Дело в том, что я работал в Смоленском драмтеатре 36 лет назад (за три года переиграл массу ролей, включая Пиноккио в детском спектакле и Николку в «Днях Турбиных»). А еще когда-то в детстве регулярно проводил летние каникулы у бабушки в деревне Рыжиково Руднянского района. Так вышло, что, когда бабушки не стало, я не мог приехать с ней попрощаться. С тех пор все никак не получалось навестить ее могилу… И вот в нынешний свой приезд на фестиваль «Родина моя…» я неожиданно, благодаря своим родственникам, наконец-то получил возможность побывать на могилах ушедших родных и возложить цветы… Ну и совершенно непостижимо, спустя десятилетия, произошла моя неожиданная встреча с отцом Александром в Успенском соборе в дни фестиваля! Именно он когда-то венчал нас с супругой (она тоже смолянка). А ведь я мог с ним разминуться, буквально на пять минут – но мы встретились! Это ли не чудо, которое мне подарила «Родина моя…»?

Ты черное или белое, ты человек или зверь

Гомельский драматический театр на сей раз не отступил от своей традиции если не шокировать, то удивлять. Новый взгляд на известный сюжет повести Василя Быкова «Пойти и не вернуться» режиссера-постановщика Валентина Варецкого разделил зрителей фестиваля на два лагеря. Одни посчитали этот взгляд чересчур дерзким, как, например, фашистско-партизанское танго, вторые, судя по отзывам в соцсетях, смотрели с замиранием сердца и искренне полюбили. Возможно, это был тест не столько на умение верить глазам, сколько на способность слышать сердцем и читать подтексты, допуская при этом, что постановщик имеет право находиться в поиске собственного метаязыка. К слову, гомельский спектакль «Пойти и не вернуться» по повести Быкова в постановке Варецкого номинирован на Национальную театральную премию Республики Беларусь –2023.

Актер Дмитрий Байков, исполнитель роли предателя Антона Голубина:

– Мой герой мне близок только лишь тем, что он родом из города Борисов, как и я сам. Более ничем. Мы с ним – совершенно разные люди. Я – человек мягкий, не приемлю насилие ни в каком виде, особенно в отношении женщин (я давно и счастливо женат), поэтому мне пришлось потрудиться, чтобы найти в себе это звериное мужское начало, которое присуще Антону. Искать другой язык тела, тембр голоса. Мой персонаж вытворяет отвратительные вещи, издевается над юной и чистой партизанкой Зосей, чтобы подчинить ее себе, сломить ее дух, манипулировать ею, использовать ее в своих целях. Возможно, мне сложно было понять своего героя, потому что жизнь никогда не ставила меня в жесткие условия – так, как его. Когда человек пытается выжить, он порой превращается в зверя… Подготовиться к этой роли мне помогла экранизация «Альпийской баллады»: правда, по ее сюжету герой побеждает в себе звериное начало, а в случае с Антоном все наоборот. И, конечно, Валентин Сергеевич Варецкий давал мне подсказки: например, посоветовал понаблюдать за тем, как играет в знаменитой картине Ларисы Шепитько «Восхождение» своего героя Владимир Гостюхин.

Художественный руководитель Гомельского драматического театра Сергей Лагутенко, исполнитель роли Хозяина:

– В этом спектакле я играю роль хозяина избы, куда лесные тропы приводят Антона и Зосю. Это человек, который по-своему адаптировался к реальности военного времени. Вокруг беда, горе – а он как-то приспособился жить между немцами, полицаями, партизанами… Надо сказать, устроился весьма неплохо. Я думаю, повесть Быковым была написана именно про таких людей – про тех фриков (говоря современным языком), которые приспособились к войне. Антон на наших глазах превращается в настоящего упыря, в отличие от Зоси. У Хозяина тоже есть выбор: он смотрит на моральных уродов, подобных Антону, и… делает выбор в сторону видимого благополучия. Про это спектакль и повесть, где показана вся нелепость, глупость, дикость, противоестественность такого состояния человечества, как война. В наше время актуальность этого произведения Василя Быкова просто зашкаливает: потому что, если вдуматься, сейчас все наше поделилось на антонов и зось. Одним все равно, кто одержит верх, лишь бы все закончилось, а вторые идут и делают что-то такое, что позволит этому плохому закончиться. Даже если это просто молитва…

Владимир Мищанчук: «Я влюбился в Смоленск с первого взгляда»

Регалии этого человека не помещаются в три строчки, а его ученики издалека узнают его на улицах любых городов. Декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, профессор, ведущий мастер сцены театра-студии киноактера при киностудии «Беларусьфильм» Владимир Мищанчук рассказал «Главной Теме. См» о том, какие открытия он сделал для себя в Смоленске.

– Владимир Андреевич, это правда, что в нашем городе вы впервые?

– Да, хотя с главным режиссером «Смоленской драмы» заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским мы знакомы давно. Виталий Михайлович – мой «однокашник»: мы одновременно учились в бывшем Белорусском театрально-художественном институте. Сейчас это Белорусская государственная академия искусств. Бывшие наши выпускники тоже работают здесь, в Смоленске. Я действительно в вашем замечательном городе впервые, но очень полюбил его, просто с первого взгляда! За дни фестиваля успел побывать практически во всех знаковых для смолян местах. Вот сегодня мы нанесли визит в Музей скульптуры Коненкова, вчера были в Художественной галерее, в Успенском соборе… Такого иконостаса я не видел нигде и никогда! Люблю путешествовать, бывал в самых разных храмах, но такого чуда не видел! Знаете, есть у меня своя такая личная традиция: приезжая в город, поселок, деревню, если есть возможность, стараюсь побывать там в трех местах. Первое – это храмы, второе – базары и третье – кладбища. По трем этим «направлениям» я всегда для себя делаю выводы, куда именно я попал и что за люди живут в этом месте. Посмотрев церковные приходы Смоленска, я приятно порадовался тому, насколько глубокая духовность присуща смолянам. Побывал и на базаре – понял, что Смоленск живет в изобилии. На кладбище сходить не успел, но зато познакомился с главными городскими памятниками – и памятник Героям 1812 года, Курган Бессмертия, «Опаленный цветок» (совершенно поразил меня) и многие другие. Когда вернусь в Минск, на встрече с моими учениками обязательно про них расскажу. Так что здесь я выполнил сверхзадачу – не считая своей судейской задачи в жюри фестиваля.

– Как вы оцениваете уровень проведения фестиваля?

– Во-первых, я хотел бы поблагодарить руководство театра, областные и городские власти, органы власти РФ, которые поддержали фестиваль, проходящий на этой опаленной войнами земле. Директор Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова Людмила Николаевна Судовская создала слаженную команду единомышленников: в фестивальной работе не было ни одного сбоя. А ведь это так сложно: уследить за тысячами людей, которые каждый день проходят через этот зал, тем более по пригласительным билетам. Были созданы прекрасные условия для работы жюри, в человеческом плане все сделано очень достойно. Приехало столько представителей разных театров из России и Беларуси. Важно, что все авторы постановок держат руку на пульсе времени. Тематика очень разнообразна, зрительный зал каждый день наполнен. Видно, что смолян волнуют темы, на которые мы говорим, – и это дорогого стоит. Особенно если говорить о молодежи.

– Насколько вас самого взволновали эти темы?

– Честно говоря, мне важнее всего видеть личность, которая выходит на плаху, называемую сценой, и которой Бог позволил стоять чуточку выше других, над зрительным залом. Если у меня с этой личностью во время спектакля происходит кровообмен, если я волнуюсь, если меня это трогает – я считаю, что работа удалась, до моего сердца достучались. На фестивале «Родина моя…» таких моментов я пережил много. Знаю, как непросто создаются эти спектакли, какие силы их авторы вкладывают в то, чтобы претворить в жизнь задуманное… Если это оставляет след, катарсис в душе зрителя, то это достижение. Я наблюдал, как смотрят спектакли смоляне: тысячи людей смотрят, слушают, затаив дыхание, ни одного телефонного звонка не раздается. В Смоленске достойный зритель!

Газета «Главная тема» (Смоленск)
Подготовила Инна ПЕТРОВА

09.10.2023

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *